Религиозные Законыконом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.» Так апостол Павел ругает евреев в Послании к Римлянам 2:17 - 29. Много в этой критике справедливо. Однако надо понимать, что еврейский народ был в 1 и 2 вв. н. э. очень далек от идеального своего состояния. Религиозные учителя у него были всегда, но в этот период никто особенно ярко не выделился. Не появились в этот момент очередные Эзра, Нехемия, Гиллель и пророки. В середине второго века н. э. Иерусалим и Храм лежали в руинах, народ еврейский оказался бесправным подданным Рима, а вера отцов казалась попранной. После поражения восстания Бар Кохбы в 135 r., римляне не ограничились разрушением Иерусалима. По всей Палестине евреям было запрещено собираться на молитву, делать обрезания, соблюдать еврейские праздники, а также изучать Тору. Эти запреты держались несколько лет. Потом все вошло в норму и даже снова появились самоуправление и лидеры, о которых речь ниже. Но большинство евреев разбежались из Эрец-Исраэль кто куда - в Египет, в Аравию, в Персию, в Сирию, на Кипр. Но родная вера не пропала. Наступил новый этап ее развития и вызван он был сразу несколькими негативными обстоятельствами. Во-первых, евреев в земле отцов осталось мало, а многие религиозные учителя погибли. Народ стал забывать не то что устный закон и традиции, но и письменные законы Торы. Во-вторых, процветающие в вавилонской тиши лидеры персидской диаспоры, не опаленной неудачными восстаниями, свысока посматривали на израильских духовных лидеров, необдуманно ввергнувших страну и народ в разорение. В-третьих, набирающее темп христианство предъявило свои права на Танах. В-четвертых, и в основных, Храма не стало и культ жертвоприношений рухнул. Наконец, в-пятых, еврейский народ оказался раздробленным на несколько частей. Частями этими были: 1. грекоязычные евреи средиземноморской диаспоры, не говорящие и не читающие на иврите; 2. евреи Персии, аналогично практически не использующие иврит; 3. городские жители Эрец Исраэль, старающиеся подладиться под римские порядки и впитать греческую культуру; 4. деревенские жители Эрец Исраэль, аммей ха-арец, которые попросту не умели правильно соблюдать все религиозные предписания, а говорили на арамейском языке;
|