Гонение Неронажигателей и начал известный процесс против христиан. Комиссия открыла свои заседания спустя несколько недель после пожара. Во всем этом процессе об иудеях нет и речи: христиане стоят как совершенно отличная от иудеев секта, а это возможно именно тогда, когда процесс ведется из-за религии. То, что удар Нерона не затронул ни одного еврея-иудея (хотя повод к этому был совершенно достаточный: еврейские кварталы не сгорели), служит, по мнению представителей этого воззрения, свидетельством в пользу их теории о том, что в то время римское правительство отличало христиан от иудеев и первых признавало последователями некой недозволенной ереси. Впрочем, есть историки, которые доказывают, что этот процесс был направлен против иудеев вообще, а не против христиан. Речь во всем этом процессе шла только о пожаре, а не о религии, и если процесс получил оттенок религиозного гонения, то это вышло просто потому, что Тацит, живший позднее Нерона, когда христиан уже знали как последователей недозволенной, вредной секты, перенес на события царствования Нерона черты своего времени. Таким образом, все гонение Нерона, по этому взгляду, есть обыкновеннейшее преследование вредных для общества людей - поджигателей, а в остальных подробностях неправдоподобно. В подложной переписке между апостолом Павлом и философом Сенекой есть одно письмо, которое касается этого процесса. Оно обилует фактическими подробностями, которые заставляют предполагать, что в данном случае автор имел под руками какие-то действительно исторические источники. Там есть любопытное показание: «христиан и иудеев, как это бывает обыкновенно, казнили смертию, как виновников пожара». Трудно утверждать, что иудеи действительно ничего не потерпели от этого пожара. Особого предвзятого взгляда - ловить только христиан, очевидно, не было. Не будем забывать, что все это творилось еще до иудейского восстания и разрушения Второго Храма. Но вот, в начале 70-х гг., еврейское восстание заставило содрогнуться Римскую империю. Восстание подавлено, но евреи остаются внутренними врагами. После этого второе гонение на христиан происходит в последние годы царствования императора Домициана (81 - 96 гг. н. э.). Домициану показались подозрительными давидиты, потомки Давида, жившие в Иерусалиме. Как члены древнего иудейского дома они, казалось Домициану, могли, естественно, предъявить какие-либо претензии на иудейский престол и снова взбудоражить народ против римской власти. Поэтому в Рим были вызваны в числе других внуки Иуды, отдаленного родственника Иисуса. Но эти евреи показали, что вся их собственность состоит из девяти тысяч денариев, притом не в наличной сумме, а в недвижимой собственности в виде земли, за которую они платили подать и которую обрабатывали своими собственными руками. Император увидел, что подобные претенденты, с покрытыми мозолями руками, если бы даже у них явилась мысль о правах на престол, не могли быть опасными для него; поэтому он отпустил их без всякого дальнейшего преследования. Мы опять видим здесь как переплетаются евреи и христиане в римском мозгу.
|