Диоклетианово гонение300), а спустя два года - Ермон (300 - 314), при котором на всю уже более - менее окрепшую христианскую Церковь обрушилось Диоклетианово гонение. Некоторые из этих епископов были по крови евреями, а некоторые греками или сирийцами. Теперь римляне уже различали иудейство и христианство и различали их хорошо. Гонение на христиан было не из-за того, что христиане не верили в Юпитера или Венеру. Римляне полагали, что у каждого народа могут быть свои боги. Религий в мире было много, но все они имели две общие черты - корни каждой из вер терялись в глубине веков и шли от конкретной нации. Христианство же было, во-первых, религией до неприличия новой, а во-вторых, претендовало на интернациональность. Это не укладывалось в римские понятия о мировом порядке и вызвало у них подозрение. У евреев же появилась возможность перевести дух. Диоклетианово гонение таким образом отвечало мирровозрению римлян того времени. Христианство долго оттачивало свою теологию. Пока триста первых лет новая религия сурово преследовалась, через институт мученичества в кровь христиан вошла идея страданий за веру. В IV в., как только гонения остались позади, христиане озаботились теологическим базисом своей веры. Первый большой вопрос касался взаимоотношений в Святой Троице. Если есть и всегда был Бог Отец, то когда появился Бог Сын? Старше ли Отец Сына? Много диспутов прошло, пока не выяснили, что Сын единосущен Отцу. Ипостасей может быть три, но Бог всегда един. Иными словами, иудейская линия единобожия в христианстве как бы не прерывается. На самом деле это не так. Самые ранние христиане Иисуса богом вообще не величали. Выше уже было сказано, его называли только Сыном Божьим. История христианства вне его связи с евреями не является темой этой книги, но следует заметить, что понятие Троицы появилось в качестве компромисса между иудейским единобожием и языческим многобожием. Аналогично, так как в большинстве языческих культов помимо богов были и богини, место богини в христианстве заняла дева Мария. Часто христиане просто завладевали храмом Венеры или Афродиты и делали из него церковь в честь девы Марии. Лишь немногие и ненормативные христианские течения продолжали твердо придерживаться линии, что Иисус не Бог-Сын, а именно Сын Бога. Как только вопрос о Троице более-менее разрешился, возник другой вопрос, не менее серьезный. Чего больше в Иисусе - божественного или человеческого? Был ли Иисус человеком, в котором божественное поселилось как в храме? А может, божественное, сходя на Землю, просто приняло человеческий облик, оставаясь по сути только божественным? Кого родила Дева Мария - человека или бога? Может, она, как раз, не Богородица, а именно человекородица. И опять понадобились годы и годы, споры и споры, отпадение Армянской церкви, чтобы выяснить, что божественное и человеческое в Иисусе слито воедино и никакое из этих частей не доминирует над другим. Но это было, опять же, нормативное положение. Более дальновидные христиане полагали, что Иисус был просто человеком, но при этом Сыном Бога. А как он родился у Марии без участия Иосифа, - ехидно спрашивали евреи? Элементарно, - отвечали им, - Адама Бог создал из праха, Еву - из части плоти Ада-
|