Домициан и евреиПутались и сами ранние христиане. Результатом расцвета языческих городов было быстрое увеличение числа христиан из язычников в иерусалимской Церкви. Так, в Пелле произошли полное очищение христианской Церкви от элементов иудейства и ее окончательное разрешение от ветхозаветных уз. Что это значит? Первые христиане мыслили себя сектой внутри иудаизма. Язычник, грек или римлянин, намеревавшийся принять христианство, должен был сначала стать иудеем, сделать обрезание, а уж потом постичь христианские истины. Римский историк Сульпиций Севир в своей книге «Historia sacra» пишет: «до этого времени почти все находившиеся в Иудее христиане соблюдали Закон и одновременно поклонялись Христу, как Богу, но божественному домостроительству было угодно освободить Церковь от этого рабства». Теперь обрезание можно было не делать. Причиной этому послужил не только раскол и выход из общины ереси иудействующих, но и быстро возрастающее число христиан из язычников. Непосредственным результатом этого стало наполнение иерусалимской Церкви пелльскими и другими греками. В результате, например, привычные для евреев полигамные семьи стали заменяться у христиан на моногамные. Но практически одновременно с этим у Домициана были трения и с евреями. Императору нужны были деньги и, соответственно, он придумывал новые налоги. В числе налогов, введенных в это время, является «fiscus judaicus», еврейский налог. Он родился из подати на Храм Иерусалимский, которую, собственно, должны были вносить лишь первородные, но в действительности вносили все евреи. Как бы в насмешку над религией евреев, их заставили вносить эту подать на храм Юпитера Капитолийского. Подать составляла примерно 100 современных долларов. Чтобы избавиться от этой подати, многие отказывались от иудейства, хотя и были обрезаны. Во избежание таких, невыгодных для императора затруднений предписано было подвергать заподозренных в иудействе медицинскому осмотру с целью выяснения: был ли обрезан он, или нет. Многие вовсе не имевшие близких отношений к иудейству вносили подать, лишь только были заподозрены в иудействе, лишь бы избавиться от осмотра. Такой порядок взыскания сделал эту подать ненавистною не только для иудеев, но и для всего римского народа, так что по смерти Домициана в честь преемника его Нервы благодарный сенат выбил монету с надписью: «За отмену клеветы из-за иудейского налога». Но денег никогда не хватает. В интересах пополнения государственной казны Домициан обратился к преследованию вообще тех, которые держались иудейской религии без заявления о том. Таким образом, преследование не имело религиозного характера. Евреи как народ оказались внутренним врагом империи. Хотя с падением Иерусалима самый фонд для существования иудейской религии перестал существовать, однако правительство не предпринимало религиозного преследования против евреев. Оно преследовало лишь тех, которые сбивались в иудейство, не сделав о том предварительного заявления. По всей вероятности, под этим разумелись не одни только евреи-иудеи, но и христиане, смешиваемые с иудеями, так что неприятная мера затрагивала постоянно и христиан. Те же, которые открыто признавали себя иудеями и беспрекословно соглашались делать взносы в храм Юпитера Капитолийс-
|