Отношение к евреямбыло различным. Низшие классы, в общем, относились терпимо. Среди них появлялись обращенные в иудейство - геры. Однако первые христиане постепенно, но в нарастающем темпе, пользовались большим успехом, хотя они подвергались преследованиям. Их религия казалась оптимистичнее и потому была соблазнительнее. Другое отношение к евреям питали высокородные римляне. Они испытывали к ним смешанное чувство любопытства и презрения. Первым преследованиям евреи-христиане подверглись в царствование императора Клавдия (41 - 54 н. э.), но совместно с евреями-иудеями и вследствие смешения с ними. Дружественно расположенный к потомку знаменитого Ирода, Ироду Агриппе, которому он отчасти был обязан даже своим престолом, Клавдий в первый год своего правления, принимая меры против беспокойного еврейского населения, ограничился лишь тем, что запретил религиозные собрания в Риме. Наиболее набожные иудеи признали теперь свое положение в Риме невозможным и выселились из столицы. Уже ко времени после смерти Ирода Агриппы, то есть после 44 г., нужно относить другую меру, о которой говорит только один римский историк Светоний, именно, что он тогда «иудеев, производящих беспорядки и волнения по почину Христа, выгнал из Рима». Сделано остроумное, но неверное предположение, что в данном случае иудеи поплатились за христианский апостольский собор. На этом соборе решен был вопрос о необязательности обрезания и произведен полный разрыв между иудеями и христианами; после этого вопрос о Христе очень оживленно дебатировался и в римских синагогах, и здесь громко произносилось имя Христа, давшее повод заподозрить среди иудеев появление какого-то агитатора; для прекращения этих волнений среди иудеев римские власти и принуждены были изгнать заодно и иудеев и христиан. Это происшествие падает на период времени между 51 и 54 гг. и вовсе не показывает, что в Риме имели в это время представление о христианстве и его характере и что в данную пору римское правительство вполне ясно отличало христиан от иудеев. Для римлян они все были евреи, хотя среди христиан постепенно увеличивалось количество бывших язычников. Однако увеличивалось оно достаточно медленно. В раннем христианстве выделяют иудейскую партию и греческую партию. Иногда думают, что это соответственно евреи и греки. На самом деле подразумеваются евреи-христиане из Иудеи и евреи-христиане из диаспоры, жившие в греческих городах современной Турции. Язычники стали появляться в большом количестве среди христиан после подвижнической интернациональной деятельности одного человека, который сначала полагал себя евреем Шаулем (Саулом, Савлом), а потом стал полагать себя христианским апостолом Павлом. Павел проповедовал всем, невзирая на национальность. Все же евреи продолжали считать христианство своим внутренним делом и боролись с ним. Боролись они и конкретно с Павлом. Первый случай имел место в Коринфе. Апостол Павел, по обвинению иудеев,привлечен был к суду римского проконсула Галлиона. Иудеи обвиняли Павла в том, что он учит людей чтить Бога не по закону, то есть евреи продолжали считать христианство ересью внутри иудаизма. Но проконсул не допустил Павла до защиты и отклонил от себя ведение процесса, в котором
|