Акиба восстание против римляноткрытому восстанию против римлян. Больше всего зла делают те люди, которые намереваются сделать добро. За добро 80-летний бывший пастух Акиба считал еще одно восстание против римлян, то есть он не понимал где он находится. После двух неудачных восстаний могло бы быть ясно, что третье восстание бессмысленно. Но Акибе этого не было ясно. После Гиллеля Акиба считался величайшим законоучителем еврейства. «На каждый сучок Священного Писания он нагромождал кучи законов», то есть выводил из библейских заповедей множество дополнительных законов и правил. Но он был политически близоруким человеком. Мало того, он был политически безответственным человеком, так как подверг народ очередным гонениям без всякой веской причины. То есть причина, конечно, была, - застройка Иерусалима на римский манер, осквернение города. Но шансов победить римляне конечно ему бы не предоставили. До восстания Акиба много работал. Так как в то время накопилось уже очень много устных законов и преданий, то Акиба собрал их и привел в порядок. Этот сборник изучался в школах под именем «Мишны рабби Акибы», а потом вошел в общую Мишну. Еще в царствование императора Домициана Акиба с тремя законоучителями отправился в Рим, чтобы просить об отмене некоторых жестоких законов, изданных императором против евреев. Домицин одновременно преследовал и христиан, о чем у нас речь впереди. Поездка в Рим не была для Акибы успешной, он был морально унижен. Простой человек может утереться, сказать «с сильным не судись», выпить в кабаке и успокоиться. Но идейный лидер народа не может этого себе позволить. Иначе он перестает быть лидером. Для того чтобы остаться лидером после унижения, единственный выход - это обострить ситуацию. Если бы Акиба в этот момент думал об израненном двумя восстаниями народе, он бы не повел евреев на третье самоубийство. Он бы поступил как его предшественники Иоханан Бен-Закай и Иошуа. Но он думал о себе, своем реноме и своем месте в истории. Возможно, конечно, что он искренне верил, что вот уж теперь-то наверняка придет на помощь мессия и расшвыряет всех римлян к чертовой матери. В любом случае, политическая ошибка Акибы стоила евреям во многие загубленные на римских мечах и крестах жизни. Историку трудно понять мышление Акибы. Маккавеи, когда боролись за независимость, обладали стратегическим мышлением. Они знали, что Египет и Парфия им могут помочь, они умело лавировали между дерущимися претендентами на селевкидский престол, народ не был обескровлен неудачными восстаниями, в результате они добились победы. На что рассчитывал Акиба кроме мессии непонятно. При всем самомнении Акиба хоть понимал, что он не солдат и не полководец и что ему надо найти военного лидера. И вот в этом он преуспел, так как нашел не просто отважного бойца, а умного командира. Им оказался Бар-Кохба, урожденный Шимон бар-Косиба. Но Бар Кохба тоже не обладал политическим мышлением и широким кругозором. Напротив, император Адриан им обладал. В 129 г. он вернул парфянскому царю Хосрову членов его семьи, захваченных римлянами в предыдущих войнах, и заключил с ним мир. А в Адиабене большинством уже были христиане. И если бы Бар Кохба и
|