Другие восстания евреев против римаевреев, рассеянных во всех римских владениях Азии и Африки. Евреи везде ненавидели римлян как разрушителей Иерусалима и святого Храма; они надеялись на скорое пришествие «Мессии», то есть избавителя, который вроде бы должен по логике вещей отомстить за Храм. Он-то уж соберет рассеянный народ в Палестину и устроит там новое, свободное и сильное еврейское царство. Но были и противники новой войны с Римом. Один из них - Иосиф Флавий, не желая участвовать в войне, ибо он - политик, умудренный жизнью, бывший командующий иудейскими войсками в Великом мятеже, хорошо знал, что такое война с ее многочисленными жертвами и безнадежным для евреев результатом. И Иосиф Флавий обратился к еврейскому населению с манифестом, доказывая, что в сложившейся ситуации целесообразно иметь евреям государство духовное, необходимо «строить... государство закона и обычаев и отдать все силы выполнению этой задачи. Мы должны, - пытается вразумить Иосиф наиболее воинственно настроенных «ревнителей грядущего дня», - ...избрать своим вожатым разум, чтобы воплотиться в Иерусалим из камня» в будущем. А в настоящее время вооруженным путем бороться с Римом бессмысленно, ибо безнадежно. Восстание приведет к еще более жестоким репрессиям вплоть до полного уничтожения римлянами еврейского народа. Мало кто обратил внимание на точку зрения Флавия. На территории современной Турции, на острове Кипр и в Египте евреи взялись за оружие и восстали против рима убивая римских и местных язычников (116 г.). Траян выслал против мятежников полководца Турбона, который подавил восстание с крайней жестокостью. Пострадали и евреи Александрии: их великолепная большая синагога, которая славилась со времен Птолемеев, была разрушена до основания. В Палестине тоже обнаружились признаки народных волнений, и Траян послал туда в качестве наместника свирепого полководца Квиета, приказав ему держать евреев в повиновении. Вскоре Траян умер и на римский престол вступил император Адриан (117 г.). После этого восстание постепенно сошло на нет. Чтобы успокоить страсти, в дело вмешался мудрый законоучитель Иошуа бен-Хапания, который после смерти Гамлиеля 2 был главой Синедриона. Он понимал, что восстание проиграно, и постарался убедить людей вернуться к семьям и мирной жизни. Когда было подавлено еврейское восстание против римлян, вспыхнувшее в Египте, Киренаике и Ливии, на всех евреев империи обрушились кровавые репрессии, а позже на Храмовой горе в Иерусалиме было воздвигнуто языческое капище. В 130 г. путешествующий по просторам своей необъятной империи Адриан наконец посетил руины Иерусалима, распорядился построить на развалинах города римскую колонию и назвать ее Элия Капитолина в честь самого себя - Публия Элия Адриана и Капитолийской триады богов (Юпитера, Юноны и Минервы). Император полагал, что здесь смогут поселиться римские ветераны с семьями. К этому времени, после смерти миролюбивого Иошуа бен-Хапания, сильное влияние на евреев приобрел законоучитель Акиба бен Иосиф (иногда пишут Акива, это связано с двояким произношением ивритской буквы «бет»), который, не в пример Иошуа, старался склонить народ к
|