Иоханан и другие миролюбцызакрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название Стена Плача, так как слезы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь. Так евреи лишились своего святилища и традиция, берущая начало от Скинии Завета, прервалась. В период осады после поджога Храма предводители евреев предлагали уйти из Иерусалима в пустыню, большая часть предпочли умереть. Город пал, Храм погиб. Некоторое время город оставался в руинах, среди которых ютились немногочисленные оставшиеся жители. Из тех же, кто ушел, часть подались в бега в сопредельные страны, а часть наиболее отважных постепенно сконцентрировались в неприступной крепости Масада на высокой скале у Мертвого моря. Оттуда они продолжали будоражить население неясными надеждами. Не все евреи вышли на тропу войны. Были и те, кто считал, что сохранение народа важнее геройской смерти. К числу таких людей принадлежал и законоучитель Иоханан бен-Закай, один из влиятельных членов иерусалимского Синедриона, руководитель «школы Гиллеля». Иоханан как глава партии миролюбцев предвидел падение Иудеи - и решил приготовить убежище для духовных вождей народа, на случай разрушения Иерусалима. Незадолго до осады Иерусалима, когда воинственные зелоты заперли ворота столицы и никого не выпускали, Иоханану и его ученикам удалось выбраться оттуда посредством хитрости: ученики одели престарелого Иоханана в саван, уложили его в гроб и вынесли за город, как покойника. По всей видимости, это очередная легенда, но мы пользуемся ею, так как не знаем, как все было на самом деле. Очутившись за городом, Иоханан явился к Веспасиану и попросил у него разрешения поселиться с учениками и устроить школу в городе Явне. Веспасиан дружески принял еврейского законоучителя, стоявшего за мир с римлянами, и исполнил его просьбу. Другим евреем, поладившим с римлянами, стал Иосиф бен Маттафий. Генерал и священник первой череды, он сдался в плен и стал рабом Веспасиана, которому он то ли в шутку, то ли всерьез предсказал, что тот станет императором. И когда Веспасиана Флавия в самом деле провозгласили римским императором, цена акций Иосифа, ставшего Флавием, сильно поднялась. А Иосиф превратился из раба в гражданина Рима. Благодаря покровительству Веспасиана и его сына, после смерти отца ставшего императором, был зачислен в сословие всадников (римского дворянства), назначен официальным историографом и прославился как писатель. Им были написаны исторические труды «Иудейская война» и «Иудейские древности», а также публицистическая работа в защиту евреев «Против Апиона». Как видим, Иосиф Флавий сделал блестящую карьеру, сколотил недурное состояние, имел последовательно четырех жен разных национальностей и несколько детей. И стал ключевой фигурой замечательного произведения Фейхтвангера - эпопеи «Иудейская война». Сам же Тит Флавий Веспасиан примерил на себя императорский пурпур после смерти императора Вителлия и смог основать императорскую династию Флавиев, передав титул своему сыну Титу. В разветвленной семье Флавиев было и несколько евреев, так как некоторые родственники венценосцев
|