Адиабенадели, что ничего не добились. Но Сильва усмотрел деревянные балки в основании второй стены и приказал лучникам поджечь их горящими стрелами. Долго возились лучники с этим делом, так как ветер был то сторонником, то противником римлян. Но когда балки запылали, защитники Масады поняли, что они проиграли. По хрестоматийному рассказу Иосифа Флавия, все осажденные покончили с собой еще до римской атаки, кроме двух женщин. Этот рассказ вызывает у историков много критики, так как Флавий дал описание таких подробностей, которые даже две спрятавшиеся женщины усмотреть никак не смогли бы. В любом случае, даже без самоубийства в конце, это противостояние римлянам было героическим поступком, навсегда вошедшим в историю еврейского народа. В любом случае, крепость не сдалась победителям. Но восстание теперь действительно закончилось. Поражение было полное. На некоторое время воцарилась тишина, так как страна обезлюдела. Кто сбежал, кого убили, а кого продали в рабство. После победоносной войны против греков поражение от римлян трудно было переварить. Слух о случившемся прошел по всем еврейским общинам необъятной Римской империи. Надо сказать, что вавилонские (ныне парфянские) евреи не пришли на помощь евреям Иудеи за все семь лет восстания. Иосиф Флавий ни словом не упоминает ни о каком отряде или даже отдельном вавилонском еврее, который ринулся в Палестину на помощь братьям. Другие мировые центры диаспоры, хотя бы та же Александрия, тоже сделали вид, что восстания не замечают. Но было одно маленькое, но гордое государство - Адиабена - которое пришло на помощь. Дело в том, что религией Адиабены был иудаизм. Это небольшое и недолговечное государство занимало теперь часть территории древней Ассирии, недалеко от Армении, то есть находилось в той области Междуречья, до которой не дотянулись парфянские руки. Когда римляне дошли до Междуречья и потеснили армян, они включили Адиабену в состав своей провинции, но это случилось только во 2 в. н. э. Евреи в этой области жили давно, еще с ассирийского плена. Некоторые историки полагают, что это были евреи потерянных девяти колен и считают также, что курды - это смесь этих евреев с местными народами. Пока же Адиабена сохраняла независимость, лавируя между римлянами, парфянами и армянами. К римлянам страна относилась очень неприязненно. И вот, в 30-х гг. н. э., примерно в те же годы, когда появились ростки христианства в Палестине, царский двор Адиабены принял иудаизм. Сделали это царица Адиабены Елена и ее сын Иззат. Обычно полагают, что выбор иудаизма в качестве государственной религии был вызван влиянием международных еврейских торговцев. Как бы то ни было, когда началось восстание в Иудее, два члена царского дома маленькой страны - Монобаз и Сенедиус ринулись с войсками на помощь восставшим. В начале восстания их войска сыграли заметную роль в еврейских победах. Парфяне сами в борьбу с Римом не ввязались, но к адиабенским подвигам отнеслись сочувственно. Когда в Парфию прибыло посольство от восставших, царский двор ответил, что Парфия как государство в борьбу не вступит, но парфянские граждане еврейской национальности совершенно спокойно могут принять участие в войне.
|