Кумраниты и ИудаизмРазбирая по буквам все эти тексты, сочиняя к ним комментарии переводчика, готовя их к публикации, сравнивая их вариации, выискивая в текстах раннехристианские мотивы, ученые впали в такой сильный энтузиазм, что заразили им весь образованный мир. И вот на руинах Кумрана сменяющие один другого экскурсоводы начали без устали рассказывать туристам яркие истории, в которых видения Пророка Даниила причудливо смешивались с приключениями Индианы Джонса. Один вопрос все же остался в стороне: что дали кумраниты иудаизму? Иными словами, повлияло ли учение этой секты на развитие иудаизма? Сообщило ли оно ему новые идеи, дало ли новые стимулы для совершенствования, поставило ли новые задачи, определило ли новые ориентиры? Известно, что в жизни этих людей религия занимала главное место. Они уделяли массу времени переписке священных текстов, изучению их, сочинению своих духовных произведений. Так может быть, это была самая передовая часть общества? Группа религиозных гениев, опередивших свое время? Может быть, именно на их идеях живут сейчас весь еврейский народ и вся западная цивилизация? Увы. Когда мы читаем тексты самих кумранитов, перед нами встает маленькая, озлобленная на весь мир, необычайно эгоцентрическая группа мужчин как сказали бы современные психологи - с чрезвычайно завышенной самооценкой. Устав общины суров, дисциплина жестока, испытательный срок долог, а отказ от семейной жизни и вовсе противоречит духу иудейской веры. Как же «плодиться и размножаться»? Кумраниты полагали весь еврейский народ, не говоря уже о прочих нациях, грязным, утратившим ритуальную чистоту сборищем погрязших в грехах вероотступников. Господь не насылает на нас второй потоп только потому, что первый оказался бесполезным. Только сами кумраниты чисты перед Господом, только они знают верный путь служения ему, только им открыт истинный смысл фраз Торы и Танаха. В своих сочинениях они именуют себя «людьми истины» и «исполняющими Закон». Грядет война «сынов света против царства тьмы», и сыны света это именно они - жители пещер и хибар Кумрана. Вел кумранитов к победе над сынами тьмы Праведный Учитель, диктатор, ни разу не названный ни в одном свитке по имени. Этот человек, как мы - узнаем из текстов, имел более чем серьезные проблемы с законом в лице священников Храма в Иерусалиме и царей Хашмонейской династии. Вечным оппонентом Праведного учителя был некий, тоже анонимный, Злостный или Нечестивый Священник, в котором некоторые исследователи угадывают первосвященника иерусалимского Храма. Нельзя сказать, что описанные в Талмуде режущие друг друга у жертвенника священники были людьми широких взглядов и большими гуманистами, однако худо-бедно именно они организовывали народ и объединяли его вокруг Храма. Паранойяльный эгоцентризм кумранитов позволял им видеть жизнь только через призму своих тяжб с иерусалимским начальственным духовенством. До нас дошли кумранские комментарии на некоторые книги Танаха, в частности на книги пророков Аввакума, Наума, Михея и Осии. Поразительно как немеркнущие в веках, написанные раз и навсегда великие пророчества и ви-
|