Ирод и евреине только как царя Иудеи, но как царя всех евреев». Его интересы распространялись и на общину вавилонских евреев. Ему хотелось с ними подружиться. Сначала дружба не наладилась, так как Ирод попросил парфян вернуть ему Гиркана Хашмонея, от имени которого в Иудее правили его отец и он сам. Парфяне Гиркана отдали, Ирод его убил, и вавилонские евреи сильно насторожились, так как Гиркан был окружен в Вавилоне почетом. Но Ирод был действительно умный человек, и он начал политику приручения евреев Парфянской империи загодя. Что важно для каждого еврея? Храм! Поэтому на пост первосвященника Ирод пригласил вавилонского еврея Хананеля, члена доброй жреческой фамилии. Это было еще до убийства им Гиркана. Вавилонянин, естественно, ответственный пост принял, а Ирод этим сразу убил трех зайцев. В-первых, у Хананеля не было своих дружков и опоры в Иудее, во-вторых, вавилонская диаспора сразу прониклась к Ироду благорасположением, в-третьих, живой пока Гиркан уже не мог претендовать на возвращение сана первосвященника ему. Сделав такой финт и прищелкнув пальцами, Ирод пошел дальше. Он постарался наладить торговлю и культурный обмен между диаспорой и Иудеей и даже мягко пустил слух, что его собственная идумейская фамилия происходит из Вавилона. Культурный обмен удался на славу, и в Иерусалим приехал жить замечательный вавилонский еврей Гиллель (Хиллель), который в очередной раз реформировал иудаизм и о котором у нас речь впереди. Ирод поощрял паломничество евреев в Иерусалим со всех уголков как Римской империи, так и Парфянского царства. Этот человек действительно много сделал для того, чтобы евреи на всей Земле продолжали ощущать себя единым народом. Есть у нас также сведения, что некоторые вавилонские евреи при Ироде занимали ответственные посты в его государстве. Вскоре после смерти Ирода Иудея была превращена в римскую провинцию и, за исключением трехлетнего периода царствования внука Ирода Агриппы 1 (41 - 44 гг.), управлялась непосредственно римскими наместниками, резиденцией которых была приморская Цезарея, или Кейсария. Случилось это из-за того, что Ирод перед смертью решил разделить страну на четыре части, чтобы удовлетворить нескольких своих детей. Мысль была здравая, и его дети между собой не воевали. Сыновья царя от Мальтас самаритянки, Архелай и Ирод Антипа, стали первый этнархом Иудеи, Самарии и Идумеи, а второй тетрархом Галилеи, а Филип, сын Ирода от Клеопатры иерусалимской, был поставлен тетрархом Итуреи (примерно где сейчас Голанские высоты). Утверждал назначения сам Октавиан Август. Кроме этого, сестре Ирода Саломее от него достался город Явне и дворец в Ашкелоне, пусть на море смотрит. Управление Иерусалимом находилось в руках храмового первосвященника и Синедриона, совета 120-ти, который позже обратил число своих членов до 70- 72. Время от времени, особенно в паломнические праздники, когда город переполнялся богомольцами со всех концов страны и из диаспоры, наместник, сопровождаемый отрядом воинов, прибывал в Иерусалим. Мы знаем, что римляне, по крайней мере вначале, в отличие от недоброй памяти греческого царя Антиоха, религию евреев не трогали и обрезание не запрещали. Национальное самоограничение религии тоже уважалось. Так, до
|