Евреи на территории Крыма и других диаспорОднако граждане еврейской национальности не двинулись с места. Историки долго думали об этом отсутствии солидарности и пришли к выводу, что видимо вавилонские евреи не предполагали, как и никто не предполагал, что восстание кончится разрушением Храма и Иерусалима. Они полагали восстание внутренним римским делом, причем глупым делом, и вообще, с ними никто не посоветовался прежде чем затевать противостояние с великой империей. Потом, когда Храм оказался разрушен, все схватились за голову, но поезд уже ушел. Можно представить себе сколько евреев после этого подалось за пределы Римской империи. Первые свидетельства о евреях на территории бывшего СССР относятся как раз к 1 в. н. э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове, входивших в греческое Боспорское царство. Это было небольшое царство, которое помимо самого Крыма владело землями по берегам Азовского моря. Римляне подчинили Грецию и продвинулись до современной Болгарии, но до Крыма руки у них сначала не дотянулись. В результате свободолюбивые греки, а за ними и ищущие места подальше от римлян евреи потянулись в благодатный край. Можно предположить, что первые еврейские поселения возникли в Крыму на территории Боспорского царства во II - I вв. до н. э., но заметным еврейское присутствие стало именно после разрушения Храма. Правда, есть точка зрения, что первые евреи попали в Крым с Кавказа через Таманский полуостров со времен ассирийского и вавилонского плена. Еврейская община пополнялась не только за счет самих евреев и их рабов, но и иудействующих греков, частично исполнявших предписания модной тогда еврейской религии. Род занятий евреев не предполагал земледелия, но ремесла, торговля, государственная служба, включая службу в армии, были для них открыты. Языками общения были иврит и греческий, арамейский в Крыму был никому не нужен. Римляне дотянулись до Крыма лишь где-то около 200 г. н. э. В самой же империи евреи затаили злобу, которая прорвалась через 45 лет уже в диаспоре. Обычно на это восстание в диаспоре обращают мало внимания, так как разрушение Храма до него и восстание Бар-Кохбы после кажутся более значительными событиями. Однако именно это восстание, а не последовавшая позже война Бар-Кохбы поставило точку над «i» в окончательной потере возможности возвращения еврейской государственности. Бар-Кохба мог бы и не воевать, уже было ясно, что он проиграет. Спустя три года после смерти императора Домициана римским цезарем сделался Траян (98 г. н. э.). Он вел продолжительные и не всегда удачные войны с парфянами и армянами. В больших парфянских городах, как Нагардея и Низиб, находились богатые еврейские общины. Заслышав об очередном приближении войск Траяна в момент его военной удачи в 115 г., вавилонские евреи стали опасаться, что римляне отнимут у них свободу, как отняли ее у палестинских евреев. Они выступили против римских войск с оружием в руках уже самостоятельно, а не как парфянские солдаты. Траян победил это ополчение, но восстание вспыхнуло в других местах уже на территории самой империи. Возмущение против Рима распространилось среди
|