Кумраниты и Танахдения, имеющие непреходящее значение для десятков поколений, в этих комментариях опускаются до сиюминутных текущих дрязг самих кумранитов. Или вот еще пример, найденный в тех же пещерах «Храмовый свиток», сочиненный в самом Кумране. Читаем: Так говорит Яхве дивный: Я сотворю с тобой нечто великое. Вот изгоняются от лица твоего все аморреи и ханаанеи, хетты, гиргашаи и презеи, и хевеи и иевусеи. Блюди себя - не вступай в союз с жителями земли, в которую ты вступаешь, да не будут они тебе западней. Алтари их разбей, столпы сокруши, дубы изруби и сожги огнем истуканы богов. Не зарься на их серебро и на злато их: ими они искушают вас, ибо все это скверна в Моих глазах. Не бери у них, чтобы взять в свой дом, а то будешь проклят, осквернишься скверной, омерзительной мерзостью. И не бей поклонов иным богам: Яхве - Мое имя, Я ревнивый Бог! А ты берегись, не вступай в союз с теми, кто в этой земле обитает. Чтобы вы не блудили вслед их богам, и чтоб тебя не звали для жертвы им или от их алтарей вкушать, и чтоб не брал ты их дочерей за своих сынов, и чтоб дщери их не блудили следом при их богах. Реальной жизни в этих строчках не увидеть. Ассирийцы, вавилоняне, персы, греки, римляне - все отметились на Святой Земле, а кумраниты все мыслят древними категориями - хетты, иевусеи. И обязательно всех к ногтю. Повлияло ли Кумранское учение на дальнейшее развитие иудаизма? Вряд ли. Иудаизм - это религия для всех евреев, несущая вечные истины всему миру. Она не может превратиться в веру для узкого круга избранных. Кумраниты не слишком общались с остальным населением страны. Отбор в общину был очень строгим, и пропаганда кумранских взглядов вряд ли была возможна. Мало того, есть данные, что в некоторые периоды существования поселка он находился за пределами еврейского государства,на набатейской территории. Наконец, история поселения резко обрывается в 70 г. н. э., в разгар антиримского восстания. Считается, что члены общины, ожидая подхода римских войск, заранее спрятали свои рукописи в пещерах. Как выяснилось - на века. Сказалось ли римское владычество на иудейской религии? Танах неоднократно описывает нестойкость евреев в вере и благосклонное отношение к религиозным культам соседей. Нигде в Танахе не описана гражданская война внутри еврейского народа, происходящая по религиозным соображениям или из-за религиозных разногласий. Слово «ересь» в Танахе не встречается. Различные истинно религиозные течения внутри иудаизма мы находим уже в последнюю, римскую, оккупацию древнееврейского государства. Тогда секты фарисеев, саддукеев, ессеев и зелотов уживались друг с другом без конфликтов. Помимо этих крупных течений иудейской религиозной мысли были в то же время и многочисленные мелкие теченьица как, например, Иоанн Креститель со своими учениками. Никто не преследовал Иоанна за то, что в его учении подчеркивалась необходимость осмысленного погружения в микву. Поплатился своей головой Иоанн не за религиозные проповеди, а за выска-
|