Патриархат и Синедрионеретики, миним, к которым, например, сперва причисляли и ранних христиан еврейского происхождения. Как выходить из создавшегося положения? Часть народа, как это бывает всегда и со всеми народами, оказавшимися в чужих странах или в оккупации в собственной стране, попытались ассимилироваться в среде главенствующего народа. Другая часть ассимилироваться не хотели, а хотели просто приспособиться. В продолжение всей эпохи римского владычества, плавно перетекшего в византийскую власть - за исключением некоторых вспышек недолговечных восстаний - еврейский народ не имел независимого политического центра, хотя в Эрец Исраэль в первую половину этого периода евреи и самаритяне все еще составляли большинство жителей. До начала IV в. значительная часть земель находилась в руках еврейских крестьян, владельцев мелких участков. Их римляне никуда особенно не гнали, так как налогоплательщики. Положение евреев в стране было довольно устойчивым и в экономическом отношении. Они занимались земледелием и работали кузнецами, портными, кожевенниками, сапожниками и т. п. Еврейская община Палестины оправилась сравнительно быстро после подавления восстания Бар Кохбы. Институты самоуправления, патриархат и Синедрион, так же как местные суды и другие службы, были вскоре реорганизованы при согласии и даже поддержке римлян. Период между завершением восстания Бар Кохбы и окончанием правления рабби Иуды Ха-Наси около 220 г. н. э. был временем процветания, мира и развития в области раввинистической мысли. «Рабби» - это титул мудреца, который имеет право выносить юридические решения, и Иуда судил. Его вершиной стала редакция Миины, завершенная вскоре после смерти рабби Иуды. Одновременно с ней закончилась эпоха таннаев (учителей-мудрецов) и начался период амораев, или «интерпретаторов», которые на протяжении последующих трех столетий толковали, объясняли и изменяли этот документ. Лишь во вторую половину этой эпохи начинается процесс обнищания сельских жителей, и растет эмиграция, вызванная не только экономическими трудностями, но и гонениями с целью выжить евреев со своей родины. Но это связано уже с возвышением христианства. Почти до самого конца этой эпохи существовало еврейское национальное самоуправление в лице патриархата (несиут, от наши - патриарх, князь или вождь) и Синедриона, заново организовавшихся вскоре после разрушения Второго Храма. Эти учреждения совмещали в себе целый ряд функций: они были национальным руководством еврейства Эрец Исраэль и диаспоры, высшей религиозной инстанцией, верховным судом и академией, подготовлявшей законоведов и назначавшей религиозных судей. Патриархат и Синедрион стали также духовным центром, к которому со всех концов Палестины и из стран рассеяния стекались евреи для изучения Торы. Здесь нужно понимать, что не каждый из них полагал стать учителем или «мудрецом». Но ведь нужны и священники, и судьи, и просто образованные люди. Патриархат отправлял посланцев в многочисленные общины в других странах. Они передавали послания палестинского руководства, информиро-
|