Мишна и мудрецысвоему названию, то есть дополнял сказанное в Мишне мнениями других мудрецов или кратким изложением прений между ними. Теперь каждый мудрец хотел остаться в веках, то есть на бумаге. А что мы все устно, да устно, давайте писать все протоколы наших собраний, и чтобы со стенографической точностью было указано кто и что сказал. Объем писанины так возрос, что привозной бумаги из Египта стало не хватать и евреи начали изготовлять собственную бумагу в Заиорданье. Впервые Тосефта была записана после смерти Иуды ха-Наси. Стремление к лаконизму в записи Мишны неизбежно предполагало в качестве дополнения солидный объем устной информации. Разъяснение текста, расширение или сужение его смысла, раскрытие специфических терминов, - все это мудрецы Мишны передавали своим ученикам по-прежнему устно. Так часто бывает - чем больше ты пишешь, тем меньше понятно о чем речь. Значит, надо еще объяснить, а потом объяснить объясненное, а потом объяснить, почему объяснил именно так. В свою очередь, ученики этих говорливых мудрецов, первые амораи (амора, или ха-море - учитель), передавали полученные добавочные знания следующему поколению как общепринятую традицию понимания Мишны. Крупнейшие мудрецы того поколения - не палестинцы, а вавилоняне рабби Хия и рабби Ошая - совершили титаническую работу по упорядочению этой сопровождающей Мишну информации: они собрали вместе все объяснения, сравнили их, выверили, очистив от всего наносного и, как им казалось, неверного, и установили точные формулировки, которые с тех пор полагалось заучивать наизусть. Полный свод этих формулировок получил название Барайта, что по-арамейски значит «Внешняя» (то есть сведения, внешние по отношению к Мишне). Хорошо хоть, что они не сказали, что и это все было уже Моисею известно. Но была одна загвоздка. В книге Второзаконие (6:2) сказано: «Не прибавляйте к тому, что Я повелеваю вам, и не убавляйте от этого». Это повеление порождает проблему. Неужели все постановления мудрецов не имеют законной силы? Однако в Талмуде сказано, что сама Письменная Тора обязывает мудрецов защищать, ограждать Божественные заповеди с помощью своих установлений (трактат Йевамот 21а). Долго чесали в затылках мудрецы, силясь обосновать необходимость записать новую религиозную книгу, и наконец придумали выход. Следует разделять между добавлением к Божественным законам и созданием новой системы раввинских установлений, объявили они. Еврейские мудрецы, создавая систему раввинских установлений, не прибавляют ничего к законам Торы, не добавляют, например, восьмой день к празднику Суккот. Самой яркой фигурой среди амораев Эрец Исраэль был рабби Йоханан. В юности он учился у Иуды ха-Наси, затем у рабби Яная. Став крупнейшим мудрецом своего времени, он основал в Тверии свою религиозную школу, иешиву, построенную наподобие иешивы рабби ха-Наси. В ней учились все авторитеты двух следующих поколений. Стоит отметить, что благодаря своему долголетию рабби Иоханан стал связующим звеном не двух, а целых четырех поколений. Умер он в 279 г. Его ученики собрали все традиции изуче-
|