Римские власти и евреивали о нововведениях, принятых палестинской академией, следили за распорядком жизни общин; они были также уполномочены назначать и смещать общинных руководителей. Патриархат и Синедрион, заслужившие с самого начала всеобщее признание во всем, что касалось внутренних дел нации, были впоследствии признаны римскими властями, даровавшими им право взимать налоги в свою пользу в Палестине и в диаспоре. То есть столь неприглядно описанные в Новом Завете мытари продолжали свою работу. Несмотря на систематически проводившуюся римскими властями конфискацию еврейских земель, особенно после Великого восстания («Иудейской войны» 66 - 70 гг.), и восстания Бар Кохбы, евреям удавалось в течение еще долгого времени удерживать землю в руках мелких хозяев. Впрочем, социальный процесс, проходивший во всей Римской империи и на Востоке, привел в итоге к концентрации земельной собственности в руках группы богатых землевладельцев. Народное самоуправление защищало их интересы в стране. Наряду с эмиграцией, усиливавшейся в тяжелые дни гонений и кризисов в Палестине, шла и беспрерывная иммиграция из диаспоры, частично компенсировавшая убыль населения. В новом Синедрионе уже не заседали потомки аристократии прежних дней; даже члены семей первосвященников были вытеснены из него. С течением времени местная знать была удалена и из городского самоуправления, так как руководство еврейским населением в городах всецело перешло в руки законоучителей, следивших за деятельностью общественных учреждений. Только в конце 3 в. еврейское руководство примиряется с римскими властями и подчиняется общественно-экономическому распорядку империи. Все же до самого конца этой эпохи не прекращалось в народе брожение, охватывавшее иногда широкие круги населения. На моменте смены власти стоит задержать внимание. Были у евреев цари - совершенно ясно, кто правит; правили первосвященники - тоже понятно. Но вот теперь царей нет и первосвященников тоже нет, ведь Храм разрушен. Главенствуют над всем римляне, это ясно, но а кто организует самоуправление общины? Римляне на это не претендовали, им хватало центральной власти. Не будут же они в каждую еврейскую деревню ставить своего старосту. Вакуум местной власти заполнили грамотные люди, которых принято называть духовными учителями, но они выполняли и практические обязанности. Им удалось сохранить автономное самоуправление евреев Иудеи и Галилеи. В момент уныния, разброда и унижения потребность в этих духовных учителях проявилась как никогда раньше. Храмовой священник стал заменяться на раввина синагоги, а сам древний «первосвященнической» иудаизм стал постепенно заменяться на обновленный, раввинистический. Изменения эти начались в Палестине, но позже центр раввинистического направления перекочевал в Вавилон. В Палестине образованный в законах и религии человек звался рабби (или раби, оба написания правильные), а в Междуречье его звали рав. Храмовой священник никогда особенно духовным наставником и не считался. Его делом было баранов резать и паршивых осматривать, не проказа
|