Тора и её законысоблюдение еврейских законов о браке и разводе; соблюдение законов и правил, изложенных в Танахе и Талмуде. Сейчас мы рассматриваем тот базис, на котором иудаизм простоял до наших дней и который позволил евреям двигаться дальше по своей истории отдельным от других людей народом. Ортодоксальный иудаизм, каким он оказался после составления Талмудов, не погружается глубоко в вопросы философии, идеологии и теологии. Больше работает старое раввинистическое высказывание, что «дела важнее размышлений». В результате, сравнительно мало ортодоксальных раввинов и мыслителей писало на философские темы. Намного больше написано на тему еврейских законов. Общие же положения о Боге, Торе, грехе, мире грядущем, человечестве вообще и еврейском народе в частности, остались на уровне средневековых разработок. Поэтому почти все ортодоксальные мыслители определяют иудаизм как религию, базирующуюся на системе законов (галаха), которая управляет поведением еврея с рассвета до заката, с рождения до смерти. Как ортодоксальный еврей должен представлять себе Господа? Ортодоксия принимает традиционные взгляды на божественное, изложенные в Танахе, Талмуде, Мидраше и писаниях средневековых еврейских мудрецов. Для традиционного еврея Всевышний - это дух во Вселенной, который создал все и поддерживает жизнь в живых существах. Господь всемогущ, всезнающ, вездесущ, и мудрость его не имеет границ. Господь видит наши дела, слышит наши мысли, молитвы и разговоры. Он знает все, что мы говорим и делаем. Волю Божью можно понять изучая Тору, выполняя святые постановления и заповеди. Тора, соответственно, занимала в умах ортодоксальных мудрецов и в ортодоксальной еврейской жизни центральное место. Тора - это откровение Господне и оно было ниспослано народу на горе Синай тридцать один век назад. Значит, помимо того, что истинный еврей должен верить в каждое слово, каждую мысль и каждый завет Торы, он еще должен и выполнять все ее законы. Законы он должен выполнять так, как они истолкованы мудрецами и раввинами. И действительно, никто сейчас не приносит «из мелкого скота, овцу или козу» в качестве жертвы за грех. Но люди продолжают грешить, и значит, раввин должен объяснить или из умных книг почерпнуть чем, какой молитвой заменить описанную в пятой главе книги Левит жертву за грех. Вспомним, что в те времена рабства, гладиаторских боев, вечных войн и эпидемий, засилья римских чиновников и налогов чужому дяде человеческих свобод и прав не существовало. Свобода совести, свобода слова и собраний, свобода печати - этого не было. Право на труд, право на отдых, право на образование - забудь об этом. Размышления ООН о том, что «каждый человек рожден свободным и равным в правах и достоинстве», люди не знали. В Мишне правами человека тоже не пахнет. И не должно пахнуть, так как это религиозный закон, то есть закон Божий. А закон этот, по своей природе, не дает прав, а лишь налагает обязанности. Есть право на жизнь и право на свободу, но это права по отношению к другим людям, а не к Богу. По отношению к Богу
|