Синедрион в диаспоресания с переосмысленным Ветхим Заветом - Танахом важнее Торы. Поэтому ха-Наси и поспешил с Мишной. Получилось, что Танах как бы несколько отошел в тень, а Мишна, наоборот, возвысилась. Расцепив, таким образом, христианские пальцы на своем горле, раввины бросились изучать, пропагандировать, комментировать Мишну, бывший устный, а теперь записанный Закон. Венцом этих усилий и явились два Талмуда - Иерусалимский и Вавилонский. В Талмуде присутствует текст Мишны, а также обширные многоступенчатые комментарии к нему, Гемара. Талмуд не имеет автора, это продукт коллективного творчества мудрецов. Впрочем, основные талмудисты жили уже на реках Вавилонских, в Междуречье и Персии, куда мы сейчас и перетекаем. Еврейство, находившееся вне пределов Римской империи - в Парфянском еще царстве, - также вносило свою лепту в фонды, предназначенные для палестинского руководства, и часть из этих денег шла на работу таннаим, амораим и воспитание учеников. Эти взносы продолжали поступать и тогда, когда римские власти перестали признавать патриархат и даже стали препятствовать сбору денег. Свыше трехсот лет после разрушения Храма во главе патриархата стояли потомки рода Гиллеля, которые вели свою родословную от царя Давида. И после упразднения еврейского самоуправления в Эрец Исраэль византийскими властями в 429 г. н. э. Синедрион продолжал существовать вплоть до арабского завоевания. Таким образом, несмотря на потерю политической независимости и разрушение Второго Храма, первенство римско-византийской Палестины по отношению к странам еврейского рассеяния было неоспоримым. Временами диаспора пыталась отстаивать свою независимость от центрального палестинского руководства. Такие попытки предпринимались, например, в Персии с ее многочисленным и сплоченным еврейским населением и ее традицией самоуправления. Вавилонская диаспора гордилась своей высокой духовной культурой и иногда даже посягала на первенство палестинских мудрецов. Однако, в общем, еврейство Вавилонии, как и евреи во всех других странах рассеяния, подчинялось авторитету палестинского руководства. Послания, содержавшие предписания и устанавливавшие религиозные и правовые нормы, обязывали и самого экзиларха, как называли главу вавилонской диаспоры. Синедрион был также верховным судом этой диаспоры. Палестинское «рабби» превратилось в «рава», что тоже означало мудреца, способного выносить юридические решения. Вплоть до окончательного установления еврейского календаря в Палестине в 358 г., о чем у нас речь далее, в Вавилонии, как и во всех других странах еврейского рассеяния, даты еврейских праздников устанавливались в соответствии с решениями наши и Синедриона. Лишь несколько поколений спустя, с упадком палестинского центра, его руководство постепенно теряет свой авторитет и решающее влияние на жизнь народа. Начинается вавилонская эпоха, начало которой ознаменовалось составлением Вавилонского Талмуда к 500 г., а конец наступил, когда караимы через несколько сотен лет этот же Талмуд в грязь втоптали.
|