Заглавная страница сайта
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ

 -- 1. Евреи их история
 2. Патриархат и Синедрион
 3. Римские власти и евреи
 4. Гиллель и Шаммай
 5. Записана Мишна
 6. Мишна разделы
 7. Патриарх Иуда бен Шимон ха-Наси
 8. Иуда ха-Наси седьмой год Шмита
 9. Мишна - Устная Тора
 10. Мишна и мудрецы
 11. Евреи и императоры
 12. Разрешение писать по-гречески Священные Книги
 13. Синедрион в диаспоре

ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
 14. Иерусалимский и Вавилонский Талмуд
 15. Тора и её законы
 16. Равенством женщин Има Шалом
 17. Император Константин
 18. Константин император римской империи

 Карта Израиля. Map of Israel.


ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ


Гиллель и Шаммай

ли. Ритуально убить барана - это не шутка. Животное не должно мучиться перед смертью, поэтому смерть должна наступить мгновенно. Годами храмовые служащие тренировали руку и вот, в один год, вся эта команда с хорошо поставленными ударами оказалась безработной, а многие и погибли, защищая земное жилище своего Бога.

Сделаем краткое отступление на 200 - 250 лет назад. Духовные учителя, эти авторитетные наставники, стали появляться по мере того, как стали исчезать великие пророки. Еще триста-четыреста лет назад громовой голос пророка учил, обличал, предрекал, вел за собой. В первом же веке до н. э. функции пророков как духовных лидеров взяли на себя Учителя, таннаим. Предметом их преподавания был-Закон Божий, Галаха. Мало просто выучить, что можно и чего нельзя. Надо еще уметь объяснить эти правила, прокомментировать их и уметь приложить к конкретной житейской ситуации. Как и положено учителям, они основывали школы, в которых религия отцов тщательно изучалась.

Да, к этому времени вера усложнилась настолько, что недостаточно было просто верить и исполнять заповеди и законы Торы. Нужно было еще и учиться самой религии, ее культу, ее духу, литургии, ее философии и теологии. Каждый грамотный мог прочесть Танах, но «разумеешь ли, что читаешь?»

Именно из этих школ и вышли основоположники раввинистического иудаизма. Двумя наиболее популярными танна были Гиллель и Шаммай. Они и думать не думали, что Второй Храм постигнет участь Первого. Жили они в суровое иродовское время и были оппонентами друг другу, если выражаться мягко. Шаммай уже был упомянут ранее. Он родился в Эрец Исраэль и помимо своего ума славился и невоздержанностью характера. Более ничего достоверного о его жизни не известно. Гиллель родился в Вавилоне где-то около 70 г. до н. э., но будучи молодым человеком приехал в Иерусалим учить Тору. Гиллель называл себя потомком царя Давида по женской линии, однако он был очень беден и в Иерусалиме ему поначалу пришлось так же туго, как молодому Ломоносову в Москве. Устный Закон, Мишна, в ту пору еще не был записан и на Гиллеле и Шаммае лежала большая ответственность отвечать на многочисленные вопросы людей. Фактически они сами создавали Мишну, опираясь на традиции и Тору. Мишну записали лишь через 200 лет после их смерти. Теологической разницы между обеими школами не было.

Оба мудреца настаивали на необходимости соблюдения законов, как письменных, так и устных. Разница была в характере двух мудрецов. Гиллель был мягок, трактовал закон более широко и склонен был к компромиссам в политических вопросах. Шаммай был человеком взрывного темперамента, его трактовка закона было более прямолинейной, а политические мнения бескомпромиссными. Гиллель, например, мог позволить кормить больного ребенка в Йом Кипур, а Шаммай бы этому воспротивился. В Мишне Гиллель и Шаммай упоминаются очень часто.

Пока оба учителя были живы, их школы соперничали на равных, плюрализм мнений, так сказать. Позже выяснилось, что раввинистический иудаизм развивается по пути Гиллеля. Талмуд постарался закрепить в народе мнение, что Гиллель, как учитель, был выше Шаммая:

Предыдущая страница Следующая страница



Hosted by uCoz