Евреи возвращаются на землю отцов537(?) - первая и на удивление малая часть евреев возвращается на землю отцов. Ими руководит Шешбаззар, сын плененного царя Иехонии. Иудейская провинция очень мала - Иерусалим, Иерихон, Вифлеем, Бейт-Цур и земли вокруг. Ни Шхем, ни Хеврон не вошли в нее. 525 - персы захватывают Египет и объединяют под своей властью большинство рассеянных евреев. Храм Яхве на острове Элефантин продолжает нормально функционировать, но в 410 г. его разрушают египетские жрецы. 521(?) - теперь уже при царе Дарии вторая группа евреев, немного большая числом, переселяется в родные места. Ими руководит Зерубавель (Зоровавель), внук царя Иехонии и племянник Шешбаззара. Он уже имеет титул наместника провинции, а священнические обязанности начинает исполнять Иешуа, потомок последнего первосвященника Храма. Очень быстро между Зерубавелем и Иешуа вспыхивает соперничество. Два библейских пророка - Аггей (Хаггай) и Захария встревают в эту драку, первый на стороне Зерубавеля, второй - на стороне Иешуа. Священник победил, Зерубавель, последний потомок Давида, устранился от дел, и на следующие несколько веков первосвященник становится главой еврейской нации. Основная же масса евреев продолжает жить в Междуречье, а наиболее активные разбредаются по всей необъятной Персидской империи и занимаются торговлей, служат в военных гарнизонах и участвуют в войнах персов с греками. 515 - как бы ни ругалась между собой светская и религиозная знать, к этому году, непосредственно перед Пасхой, было закончено строительство Второго Храма, скромного и неказистого по сравнению с Храмом Соломона, но все же великого по своему значению центра нации. 485 - 465 - правит Ксеркс. Внешне тишина и покой. Появляются неясные намеки на притеснения евреев, что находит отголоски в книге Эстер. 458 - наконец, через 120 лет после дарования свободы в Палестину отправляется Эзра (Ездра), священник, который начинает учить палестинских евреев основам религии отцов практически с нуля. С ним прибывают еще несколько тысяч обратных переселенцев. Эзра был влиятельным персидским чиновником из еврейского священнического рода. Город уже более-менее отстроился, почему бы и не вернуться. Новый персидский царь Артаксеркс поручил Эзре объявить законы Торы гражданским законодательством Иудеи и наделил его правом назначать судей, которые вершили бы правосудие на основе еврейского Закона. Артаксеркс, конечно, сам был пламенным зороастрийцем, но следуя своим предшественникам Киру, Камбизу и Дарию, он проводил очень либеральную религиозную политику. 444 - 445 - в Иудею отправляется Нехемия, который наконец-то приводит эту провинцию в более-менее сносный вид. Нехемия, высокопоставленный сановник при дворе Артаксеркса, доверенный виночерпий,
|