Аса и Иосафат искореняют идолопоклонствоТак как иудеи после смерти Соломона недолго держались заветов Моисея, их религиозная терпимость оказалась еще шире, чем у печально кончивших израильтян. Чужие проповедники совратили народ, чуждые культы укоренились в сознании людей, отцы которых еще так недавно приносили жертвенных животных в Храм в Иерусалиме. Всевышний обиделся и прокомментировал это предательство следующим образом (Иеремия, 32:35): «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду». После Ровоама в Иерусалиме недолго правил Авия. Царя Авию сменил на иудейском престоле его сын Аса, который царствовал сорок один год. В отличие от своих предшественников Аса был пламенным поборником иудаизма и непримиримым врагом идолопоклонства. Прежде всего, он отстранил от власти свою бабку Мааху, жену Ровоама, насаждавшую культ Астарты и Приапа. Она поставила в Иерусалимском Храме пень дерева, символизирующий Астарту. Аса велел сжечь этот пень в долине Кедрона. Постоянные флюгероподобные смены вероисповеданий евреями показывают нам, помимо незрелости иудейской догмы в то время, постоянную борьбу за реальную власть над умами между царским домом и храмовыми священниками. Когда царь пытался уменьшить влияние священников, он обращался к другой религии. Когда царю удавалось найти со священниками общий язык, иудаизм возвращался в страну. Аса убрал всех идолов с холмов и из рощ и изгнал из страны чужестранцев, которые поклонялись своим богам. Соответственно Иерусалимскому Храму вернулся его статус, а народ опять стал приходить в Иерусалим регулярно на жертвоприношения. Дело Асы по искоренению идолопоклонства в стране продолжил его сын Иосафат. С этой целью он рассылал по Иудее священников и левитов, которые учили народ почитать родного Бога и Храм и избегать богов иностранных. Это была очень дальновидная политика, и связана она была с дальнейшей разработкой иудейских догмы и культа. Чем выше был статус Храма, тем выше становился и статус Иерусалима. Эта тенденция прослеживалась на века. Иосафат сам предпринял поездку по своему царству и лично внушал своим подданным уклоняться от идолопоклонства. Добавим к этим религиозным неурядицам политическую нестабильность. Примерно в 786 г. до н. э., в царствование иудейского царя Амасии (798- 769 гг. до н. э.), современный ему израильский царь Иоас (Иехоаш) захватил Иерусалим. Город был разграблен, и часть крепостной стены разрушена. Случилось это не вдруг. Амасия задумал пойти пограбить соседний народ идумеев, «сынов Сеира». У него было свое иудейское войско, но на всякий случай он решил нанять еще солдат из израильтян. Израильтяне, как говорится - только свистни, сбежались под его знамена до «ста тысяч». Это были наемники за деньги. Амасия решил заплатить им «сто талантов серебра», то есть 3,25 тонны. Вроде бы много, но если разделить на сто тысяч, получится по 32,5 грамма каждому - по две монетки. Даже если израильтян было не сто тысяч, а в десять раз меньше, все равно куш невелик, чтобы жизнью рисковать. Поэтому Амасия пообещал наемникам также долю от военной добычи.
|