Начало диаспорыпределена в Торе. Род может быть проклят до седьмого колена, или до девятого колена, или вообще до двенадцатого. В принципе такой подход к наказанию за грех идет еще от Адама, за грех которого отвечают все его потомки века и века. Иезекииль же мыслил по-другому. Если принять точку зрения, что люди отвечают за грехи отцов, то нет места для надежды, а значит, нет цели. Именно поэтому девять колен и растворились среди других народов. Неужели иудеев тоже ждет полная ассимиляция? Чтобы этого не случилось, им надо дать надежду на возвращение, а для этого объяснить, что они не отвечают за rpeхи отцов. Иезекииль провозгласил доктрину индивидуальной ответственности: только сам согрешивший держит ответ за свой грех. Мало того, Господь не желает смерти грешника, Он желает его раскаяния. Этот революционный подход к Торе позволил евреям Иудеи не повторить судьбу израильтян. Иезекииль был не единственным, кто ободрял покоренных евреев. Был еще один пророк, имени которого мы не знаем. Его писания были просто пришиты к свитку книги пророка Исаии и сейчас составляют вторую ее половину. Поэтому этого безымянного пророка для простоты именуют Вторым Исаией. Его поэтический гений был высок, а смысл его слов был прост: «ребята, что было, то было, но все наладится, мы вернемся назад, Господь нас не оставит». Выйди и скажи так на улице, никто не обратит внимания, но вот сочини на эту тему великолепную поэму, которую люди будут наизусть цитировать, и ты вдохнул в народ надежду. Именно поэтому, будучи в изгнании, иудейские евреи не переметнулись служить чужим местным богам, а остались евреями. Не все евреи попали в Междуречье. Часть сбежала в Египет, часть незамеченной осталась на своей земле, а часть убежала на Аравийский полуостров. Так началась Диаспора. Часть евреев поселилась в средней части течения Нила, недалеко от современного Асуана, на острове Элефантин. Там они построили свой Храм Яхве, полагая, что раз Храм в Иерусалиме разрушен, большого греха в этом нет. Храм этот был построен до 525 г. до н. э., то есть до того момента, как в Иерусалиме стали строить Второй Храм. «У рек вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая о Ционе. На вербах, которые росли там, повесили мы свои арфы. Там пленившие нас требовали от нас песен, а угнетатели - веселья: «Пойте нам из песен Циона!» - Но как нам петь песни Иеговы на чужой земле? Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя рука. Пусть прилипнет язык мой к гортани, если не буду вспоминать тебя, если не поставлю Иерусалима выше всех моих радостей». Можно было подумать, что при первой же возможности все в мгновение ока снимутся с этих рек вавилонских и рванут назад на свои иудейские холмы. Но вышло совсем по-другому. Длилось вавилонское изгнание лишь несколько десятков лет. В 53б г. до н. э. вавилоняне были побеждены персами и любимый еврейский герой, персидский царь Кир, позволил евреям вернуться назад в землю дедов и отцов. (У евреев мало героев - гоев, но Кир один из них.) Так как далеко не все евреи вернулись из благодатного Междуречья к родным камням, с тех далеких пор медленно, но неуклонно стали нарастать религиозные противоречия меж-
|