Жизнь в Вавилонском царствеInitium est salutis notitia peccati. Начало спасения - сознание вины. Сенека Жизнь в Вавилонском царстве неожиданно для евреев оказалась вполне сносной и мало похожей на древнее «египетское рабство». В принципе они испытали на новом месте лишь минимальное «поражение в правах» и смогли вкусить радостей и возможностей больших торгово-промышленных городов Междуречья. С одной стороны, они могли заниматься разными ремеслами и даже торговлей с близлежащими странами. Многие владели пахотной землей и сами обрабатывали ее. С другой стороны, они должны были носить в одном ухе серебряную серьгу, что указывало на их статус побежденного народа, «полурабов». Многие евреи к тому же были проданы в рабство иноземцам. Тех же, кто остался, ужасно раздражал весь языческий вавилонский пантеон богов, в который входили бог Ашшур, богиня Нинлиль (его жена), Энлиль, Син (бог луны), Шамаш (бог солнца), Адад (бог грозы, держащий в руках пучок молний), богиня Иштар, образ которой во многом повторял богиню Изиду египтян. Первый город Тель-Авив был построен евреями в Месопотамии на реке (или оросительном канале) Ховар. В нем поселились молодой священник пророк Иезекииль и многие иудейские переселенцы. Сначала евреи надеялись на быстрое возвращение домой. Иезекииль не разделял эти иллюзии. Как и его учитель пророк Иеремия, Иезекииль полагал Навуходоносора инструментом в руках Господа в деле наказания все еще религиозно несознательного еврейского народа. Однако ввергать сограждан в депрессию он не стал. А для депрессии основания были. В Месопотамии южные евреи встретились с евреями северными, израильскими, которые уже не первое десятилетие тянули свою лямку на чужбине. Ассирию Вавилон победил, но евреям вернуться в Израиль после этого никто так и не позволил. Значит, за грехи отцов придется еще долго платить. Идея, что потомки расплачиваются за грехи отцов, достаточно оп-
|