Кир освобождает евреевровалась на укреплениях, построенных Навуходоносором. В первую очередь надежда была на преграду мидийской стены, простиравшейся между двух рек у Сиппара. Она была слишком крепкой, чтобы всадники смогли взять ее штурмом. За ней стояли армии Валтасара. У нас нет сведений, что евреи служили в армии Валтасара, хотя полностью исключить этого нельзя, если помнить, что евреи из разгромленного Израиля попали в Междуречье много раньше иудеев и могли частично слиться с местным населением. Позади этих армий лежал сам Вавилон, превращенный в неприступную крепость. Под этими укреплениями варвары, персы и мидяне, должны были подорвать свои силы, как до них неудачно попытавшие военного счастья скифы. Гоняться за Киром по горам вавилоняне благоразумно не хотели. Вавилон полностью мобилизовал свои силы и ждал. Но хотя Кира ждали почти шесть лет, он не появлялся. Он бродяжничал по восточному краю света. Все это время стоимость защиты укреплений давила на страну тяжелым грузом. Из всего этого нам становится понятной непоколебимая уверенность еврейских пророков, особенно Даниила, в скором падении Вавилона. Кир взял Вавилон хитростью, используя понижение воды в Евфрате, без резни и грабежа. На окраинах Вавилонской империи сопротивления новому правителю не последовало и Палестина автоматически и мирно перешла под его контроль. Попытки восстать и восстановить еврейское государство не последовало. И правильно. Сил для этого все равно не было, а лучшие еврейские умы сидели в Междуречье. Хотя основную их часть составляли евреи кланов Иуды, Вениамина и Симеона, обычно полагают, что евреи девяти северных кланов еще не полностью к тому времени растворились на просторах Азии и часть из них встретила южных евреев в качестве старожилов и слилась с ними. Мы помним также, что часть северных евреев успела бежать от ассирийцев в Иудею в тяжкую годину падения Израильского царства. То есть генетически все или почти все кланы остались представленными в еврейском народе. Кир «освободил» все покоренные вавилонянами народы в том числе евреев. Это дало евреям три варианта выбора дальнейшей судьбы. Во-первых, они получили возможность вернуться домой на родину отцов. Во-вторых, они могли остаться на насиженных местах в Маждуречье, наконец, в-третьих, они могли поступить на службу или заняться торговлей и путешествовать по всей необъятной персидской империи. Евреи могли служить в персидской армии и занимать государственные должности. На иудаизм никто не посягал. Мало того, священник Эзра укрепил его основы. Огромная Персидская империя в период своего расцвета в V в. до н. э. управляла всеми землями и всеми народами от Бухары до Судана. Именно в это время евреи попали и в среднеазиатский Хорезм, а на границу с Суданом в пограничное поселение на нильском острове Элефантин прибыла их новая партия. То есть сбежавшие в Египет от вавилонян евреи теперь вошли в состав Персидской империи и могли контактировать с евреями самой Персии, всего Ближнего Востока и центральной Азии.
|