Последствия раскола царства СоломонаПоследствия раскола царства Соломона и пренебрежения основами родной религии оказались очень трагичными. После разгрома Израильского царства Ассирийской империей, управляемой тогда царем Саргоном Вторым примерно в 744 или 725 г. до н. э., девять (не десять!) колен Израилевых растворились среди других народов необъятной Азии. С этой трагедией было тяжело смириться и даже спустя два тысячелетия после этого еврейские странники искали следы колена Дана то в Азии, в городах Данкар и Данго, то в Европе, между Данией и Данцигом-Гданьском. Так как эта часть еврейского народа перестала быть иудеями, то и влияния на дальнейшее развитие иудаизма она не оказала. Первый царь Иудейский Ровоам после неудавшейся попытки силой подчинить себе северные племена стал заботиться об укреплении границ своего государства и благоустройстве Иерусалима. Но Ровоам недолго «стоял в законе Божьем». На четвертом году своего правления, под влиянием своей матери, аммонитянки Наамы, он стал идолопоклонником и увлек за собой в идолопоклонство своих подданных. Опять же, это не было отказом от родного Всевышнего, а просто введением его в общую структуру богов Ближнего Востока. По всей стране, на холмах и под священными деревьями, иудеи начали поклоняться чужим богам. Иерусалимский Храм не пострадал, но влияние священников сильно упало. Расплата не заставила себя долго ждать. Фараон Шошенк (библейский Сусаким) (иногда пишут Шешонк, так как гласные не всегда четки в египетском иероглифическом письме), убедившись, что оба еврейских царства ослаблены постоянными конфликтами, напал на Палестину и опустошил Иудею и часть Израиля. Шошенк вторгся в страну в 924 (или 925) г. до н. э. и достиг Иерусалима. По мысли же археолога Дэвида Рола, упомянутого уже в главе 4, Иерусалим в этом году грабил Рамзес 2. Он полагает, что библейский Сусаким - это не Шошенк, а Шишак. В храме Абу-Симбел он нашел надпись иероглифами на стене, которая рассказывает о военной кампании Рамзеса в Палестине. Поэтому он стал доказывать, что Рамзеса могли также звать и Шишаком (но не Шошенком). Рамзес - ~ Рамзиса - ~ Сиса - > Шиша - э Шишак, примерно так. Они интересные люди, эти археологи. Они постоянно копают и, соответственно, количество находок постоянно увеличивается. Но многие из находок противоречат друг другу, и вместо того чтобы прояснять древнюю историю все больше и больше, они ее все больше и больше запутывают. Как бы то ни было, Шошенку не удается захватить Иерусалим, однако уплаченный фараону сыном Соломона огромный выкуп опустошил сокровищницы Храма и царского дворца и разорил город. Всех, кто читает в Танахе жизнь Соломона, поражает описание того богатства, которым он владел. Потом страна вдруг резко нищает и вопрос естественен: а где золото? Оно, увы, ушло с Шошенком в Египет, где было использовано для украшения египетских храмов, о чем у нас есть некоторые свидетельства. Великолепие и блеск Соломоновых сооружений померкли уже двадцать лет спустя после их созидания: там, где сверкало золото, остались голые стены.
|