Цидкияхублагородных металлов, какие были во дворце и Храме. Но на этот раз Навуходоносор был неумолим. Вместе с царской семьей он угнал в Вавилон от семи до десяти тысяч особо выдающихся иудейских граждан. Среди них был и пророк Иезекия (Иезекииль). Туда же были вывезены храмовые и царские сокровища. На место Иехонии Навуходоносор назначил царем Иудейским его дядю Матфанию, переименовав его в Цидкияху (Седекию). Реально Цидкияху занял трон в 596 г. до н. э., но он формально был не царем, а регентом, так как Иехонию не убили, а просто держали в почетном плену. На некоторое время в стране установился мир. Почти нет у нас конкретных сведений о том, как жил простой еврей в те времена. Априори полагаем мы, что сельское хозяйство и промыслы остались теми же, что и были при Давиде и Соломоне. Может быть, и были тогда талантливые архитекторы, искусные кузнецы и знатные доярки, но памяти по себе никто из них не оставил. Врачи уже пользовали людей, но к ним было прохладное отношение. О вышеупомянутом царе Асе Вторая книга Паралипоменон повествует: «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей». Ну, конечно, когда тебе угрожает восходящий паралич, ты побежишь к лучшим врачам, особенно если царь. Однако, с точки зрения священников, такие действия подрывали их монополию на лечение, обозначенную в Торе в книге Левит. Новоназначенный 20-летний, молодой и неопытный Матфания-Цидкияху был недальновидным политиком. Это не удивительно, ведь на государственный пост он попал случайно и опыта не имел. Так как весь царский двор был угнан в Вавилон, то и квалифицированных помощников у него не было. Очень скоро он попал под влияние проегипетской группировки, и страна снова вступила на опасный путь борьбы против Вавилона. Живший в это время пророк Иеремия часто обращался к правителям и народу и в пламенных речах призывал их не дразнить «вавилонского колосса». Он предупреждал также, что не надо особенно рассчитывать на помощь Египта, а нужно, прежде всего, покаяться и обратиться за помощью к Небесному Покровителю народа еврейского. Но иудеи были глухи к проповеди избранника Божия, они даже посадили его в тюрьму и жестоко избивали. Мало того, Иеремия был не единственным пророком в то время. Нашелся другой «пророк» Анания бен Азур, который вдруг вышел на площадь да как заорет: вижу, Вавилон будет скоро разрушен и народ поверил, пророк ведь. Сейчас нам легко критиковать неудачливых царей прошлого, однако постоянные метания между Египтом и царствами Междуречья вполне понятны для небольшой страны, лежащей между гигантами. Редко кому удается удержаться в такой позиции. Цидкияху сначала Навуходоносора не раздражал. Где-то после 594 г. он посетил Вавилон с данью и заверениями в преданности. Но Египет все более вовлекал неискушенного регента в свою сферу. Когда в 592 г. египтяне надумали воевать с Эфиопией, они пригласили еврейских наемников и Цидкияху их отпустил. После этого Иудею посетили доверенные лица фараона и союз практически окреп. В 590 г. до н. э. война Вавилона с Египтом возобновилась, а в 589 г. до н. э. восстали иудеи. Несмотря на трагические последствия пер-
|