Сумма дотаций на ХрамОтношение нового правителя к иудаизму было вполне толерантным. Персидские правители поддерживали Храм в Иерусалиме. Дарий 1 построил Святилище на собственные средства. Антиох 3, однако, хотя и повелел восстанавливать Храм после того, как он был разрушен во время осады Иерусалима в 200 г. до н. э., но не оплатил эту реставрацию: он только освободил от налогов строительные материалы. Так что делом самих евреев было обеспечивать работы деревом, камнем и рабочей силой. Вышеупомянутый Бен Сира, наш новый первоисточник, хвалит первосвященника Симеона за то, что тот завершил ремонт Храма. И только в маккавейский период (между 125 и 88 гг. до н. э.) Храм получает сбор от главного налога с каждого мужчины еврейского вероисповедания в возрасте 20 лет и старше, собираемого как по всей Иудее, так и в рассеянии. Селевки и Антиохи династии Селевкидов определили сумму дотаций на Храм раз и навсегда. Причем только пшеница и соль поставлялись в натуре: соль была царской монополией, и пшеница также могла происходить из царских владений в Палестине. Для общественных жертвоприношений требовалось примерно 150 эфа муки в год, и почти такое же количество требовалось для хлебов предложений, что в целом составляло примерно 6700 современных литров (как меры сыпучих тел). Что же касается соли, которая добавлялась к каждому жертвоприношению, то Храм нуждался в примерно 15 000 литров в год. Антиох полагал также выделять Храму 20 000 серебряных драхм на жертвенных животных, вино, масло и благовония. Для общественных жертвоприношении требовалось 113 быков, почти 1200 голов овец, около 1900 литров вина и такое же количество масла в год. Касательно соли. Хочется здесь заметить, что до эпохи заморских пряностей она была практически единственной приправой к пище. Соль не только консервирует мясо и рыбу, но и использовалась евреями, греками и римлянами в жертвоприношениях. Поэтому царские поставки соли в Храм были вполне естественными. Столь почтительное отношение к соли родило знаменитый суеверный жест бросания щетки соли через левое плечо, если случайно опрокинулась солонка. Этот жест использовали египтяне и ассирийцы, им пользовались евреи и позже греки. Дурная примета с рассыпанной солонкой от евреев и греков перешла к христианам. Сейчас, когда после книги Дэна Брауна «Код да Винчи» все бросились внимательно изучать великую фреску Леонардо «Тайная вечеря», все же мало кто обращает внимание, что на ней Иуда рассыпал на столе соль. В Евангелиях об этом не говорится, но Леонардо добавил эту дурную примету, чтобы драматизировать ситуацию. Так, в «Тайной вечере» две дурные приметы - рассыпанная столовая соль и тринадцать человек за столом - указывают на скорый арест Иисуса. Но это к слову. Оказавшись в очередной широко раскинувшейся империи, евреи получили возможность к дальнейшим путешествиям и перемещениям. Перемещения иногда даже оплачивались царской казной. Например, к концу 3 в. провинции Лидии и Фригии на территории современной Турции около современного города Анталия были охвачены волнениями. Чтобы смирить страну, Антиох 3 переселил 2000 еврейских семей из Вавилонии и Месопотамии в
|