Канон созданторый, согласно пророкам Исаии и Иеремии, никогда не знал, во что точно он должен верить и что точно он должен исполнять. А с другой стороны, как только развитие прекращается, как только живая мысль окосневает, неизбежно начинаются застой и регресс в любой области приложения человеческих усилий, включая и религию. Но этого мало. Появляется причина для расколов и сект, и создается благоприятная обстановка для появления новых религий. Но вот Канон создан. И даже книги Маккавеев, из строк которых весь еврейский народ черпает вдохновение в праздник Хануки, в Танах не вошли. А книга Есфирь, Эстер, в которой Господь вообще ни разу не упомянут, в Танах вошла. Что же делать после того, как Канон создан и его содержание закреплено высоким решением? Есть два пути: или продолжать, несмотря ни на что, создавать новые оригинальные духовные произведения, или направить весь свой пыл и талант на изучение, толкование и комментирование уже написанного. Свежие еврейские религиозные умы пошли по обоим направлениям одновременно, о чем и будет рассказано далее. Конец персидского владычества над евреями погружен в туман. Лишь изредка всплывают разрозненные исторические факты и малозначащие для нас имена. Так, в 340 г. до н. э. наместником Иудеи назначен некий Хизхияху, в 336 г. умер первосвященник Иоханан. Несколько ничего не значащих деталей добавляет Иосиф Флавий. Вроде бы все тихо и рутинно, если не считать постоянной грызни между иерусалимскими священниками за место первосвященника. И тут весь ближневосточный мир и всю Персидскую империю потрясает удар невиданной силы. Греки пришли.
|