Евреи и грекиАнаксагор предположил, что форма человеческой ладони развила людской разум. Еще через десять лет появилась история Геродота, идея атома Демокрита и мысль Мелиссоса, что законы природы повсюду одинаковы. В 432 г. греки упорядочили свой календарь, а в трагедии Софокла «Эдип» появились стихи в рифму. Когда Эзра возрождал законы иудаизма, Аристофан писал комедии. Когда Эзра умер, Гиппократ заложил основы современной медицины, а Платон открыл первую академию. В 360 г. до н. э. статуи Праксителя положили начало реализму в искусстве. И мало кто на Востоке ожидал, что эти любители поэзии, знатоки геометрии и медицины, заядлые театралы и философы возьмут в руки оружие, построятся в фалангу и с 334 по 323 г. завоюют половину известного мира. Евреи столкнулись с греками задолго до времени Александра Македонского. Евреи могли быть солдатами персидской армии, вторгавшейся в Грецию, евреи могли противостоять грекам, вторгшимся в Египет. Вряд ли греки тогда обратили внимание на евреев, мало различая десятки национальностей в персидском войске. Греческие купцы с Родоса и Кипра добрались до Палестины в VII в. до н. э. В V в., во времена гегемонии Афин, аттические товары преобладали, и деньги Афин были предпочтительным средством обмена по всей восточной части Средиземноморья. Тем не менее между афинскими экспортерами и потребителями в Иерусалиме были посредниками финикийские торговцы. Во времена пророка Иеремии люди из Тира привозили иностранные товары в Палестину. Век спустя, около 350 г. до н. э., главные порты Палестины были в руках финикийцев: Яффо принадлежал сидонцам, а Аскалон (Ашкелон) - жителям Тира. Так, наконец, долгая привычка называть палестинских финикийцев филистимлянами закончилась, они окончательно слились с финикийцами Ливана. Когда пророки Иезекииль и Иоиль говорят о «сынах Явана» (Яван - Греция), они описывают их торговлю с финикийцами. Есть мнение, что к моменту завоевания греками Персии Греция уже прошла пик своего развития и стала клониться к упадку. Переплюнуть Александра в государственном и военном деле, а его учителя Аристотеля в философии и науковедении было нельзя, и греки постепенно стали мельчать. Со времени Эзры и Нехемии минуло сто лет. Персия медленно дряхлела, Греция развивалась, но постоянные гражданские войны долго не давали ей возможности заявить права на мировое господство. Причем и до Александра Македонского грекам было ясно, что путь к мировой гегемонии лежит через победу над Персией. Александр лишь пустил эту идею в дело. Если бы человек, который никогда раньше не слышал об Александре Македонском, начал читать, скажем, жизнеописание Александра, вышедшее изпод пера Плутарха, у него могло бы сложиться впечатление, что он читает биографию человека, больного паранойей. Но этот молодой человек за десять лет полностью изменил политическую и культурную карту мира. Фактически, он первый европеец, который показал, на что способны европейцы. Собрав 30 тысяч пехотинцев и 5 тысяч всадников, великий завоеватель двинулся
|