Евреи при ПтоломеяхСтабилизация власти Птолемеев принесла Иудее процветание; страна получила широкую внутреннюю автономию, управлялась из Иерусалима советом старейшин, во главе которого стоял первосвященник. В Иерусалиме сосредоточилась духовная и светская знать страны. Ее представители установили тесные связи с двором Птолемеев и греческой аристократией Египта. Иерусалим относился к подчиненным городам. Между тем сведения об отношениях птолемеевской администрации с еврейской общиной скудны и случайны. Например, мы не знаем занимали ли царские войска цитадель Иерусалима в мирное время, или поставляли ли евреи рекрутов в армию Птолемеев. Мы даже не знаем, был ли царский наместник в Иерусалиме во времена Птолемеев. Однако некоторые существенные факты ясны: евреи Иудеи представляли собой более или менее самоуправляемую общину, их законом была Тора, а Храм был святыней. Другими словами, Птолемеи, как Александр до них и поначалу Селевкиды после них, продолжали во многом политику религиозно толерантных персидских царей. Птолемеевская Иудея облагалась налогом в двадцать талантов, то есть больше 500 кг серебра (что по стоимости соответствовало 40 кг золота) в год. Много это или мало? Историки и демографы полагают население Палестины в 200 г. до н. э. примерно в 500 - 600 тысяч человек. Если разделить этот налог между всеми, то каждый должен был платить в год примерно по одной золотой чайной ложечке в 20 граммов. Неизвестно, правда, была ли эта сумма налогом только на евреев, или же на всех жителей Палестины, включая греческих поселенцев. Евреи, которые переселились в сам Египет, особенно сконцентрировались в новом городе-порте Александрии. После смерти Птолемея Первого его сын, Птолемей 2 Филадельф, освободил всех пленных евреев, которых его отец переселил в Египет. Эти-то евреи и основали богатую общину в Александрии. В хлебопашество египтяне их не пустили, морем плавать евреи пока не умели, поэтому в портовом городе они нашли себе очень удобную нишу торговых посредников. У греков не сразу наладились контакты с египетскими крестьянами. Поэтому евреи стали закупать зерно у местных хлебопашцев и продавать его греческим морским купцам. Кроме этого, евреи стали пробовать себя в ремесле, осваивая экзотические для нас сегодня, но важные в то время профессии типа изготовителя седел для лошадей. В результате община евреев Египта постепенно приобрела больший вес, чем иудейская община. Почему именно Александрия стала вторым теплым домом для многих евреев? Помог случай. Этот город начали строить только в 331 г. до н. э., и он не был египетским. В старых городах Египта евреям не удалось бы так хорошо прижиться из-за местной устоявшейся городской мафии, укоренившихся обычаев, прочих местных заморочек. А тут - новый город, с чистого листа, поселился пять лет назад и уже старожил. Кроме того, город-порт почти всегда интернационален. Город имел музей, университет, знаменитую на весь мир библиотеку, из которой перешедшие на греческий язык евреи стали черпать свои знания в медицине, математике, географии и литературе. В 240 г. до н. э. Каллимах составил первый алфавитный каталог этой библиотеки. Евреи стали читать Платона, Аристотеля и стоиков.
|