Законы Танахазидания. Религия развивалась и совершенствовалась. В этот период были записаны все книги законы Танаха. Каждая новая книга вносила свой вклад в строительство величественного здания революционной монотеистической религии, фундаментом которого являлась Тора. Вслед за законами Торы Псалмы поставили на новый уровень отношения между человеком и Творцом, а книги пророков подняли и разработали огромное количество нравственных вопросов. Но вот где-то около 445 г. до н. э. мужи Великого Собрания, аншей хаКнесет ха-пола, постановили, что имеющихся книг вполне достаточно для религиозного канона. Уже записаны законы, священная история, гимны, песни и плачи, пророчества, поучения и назидательные истории. Пора остановиться и осмыслить. За этой идеей стоял все тот же Эзра. Решение было вполне понятным и своевременным. Действительно, уже наметились разногласия между мудрецами Иерусалима и мудрецами Вавилона, уже народ еврейский оказался распыленным от Нила до Евфрата, уже разрушен Первый-Храм, уже пропали девять колен Израилевых, а канона все нет. Нельзя же писать до бесконечности! Эзра с мудрецами собрал всю религиозную литературу в единый сборник, Танах, который распадался на три раздела: Первый раздел: Пятикнижие, или Учение Моисеево (Тора, или Topa Моше). Оно состоит из пяти книг. В первой («Книга Бытия», Берешит) излагается история от сотворения мира до Авраама и дальше до смерти Иакова и Иосифа в Египте. Во второй книге («Исход», Шмот) рассказывается о страдании израильтян в Египте, о Моисее, Исходе, о Синайском откровении и об устройстве «скинии собрания», причем излагаются главные законы Моисеевы. Третья книга («Левит», Ва'икра) содержит в себе преимущественно законы о жертвоприношениях в храме, законы о гигиене, о праздниках, об отношениях семейных и общественных. В четвертой книге («Числа», Ба'мидбар) описывается скитание евреев в пустыне, еще законы и перепись населения. В пятой книге («Второзаконие», Дварим) повторяются главные законы, изложенные в предыдущих книгах, с прибавлением новых законов и правил в форме высоких нравственных поучений, завещанных Моисеем незадолго до своей смерти. По всей видимости, Эзра редактировал эту книгу. Второй раздел назывался Пророки (Невиим). Он распадается на две части. В первой, состоящей из книг «Иисуса Навина» (иошуа), «Судей», «Самуила» и «Царей», рассказывается история еврейского народа, от вступления его в Ханаан при Навине до разрушения Иерусалима Навуходоносором и увода иудеев в вавилонский плен. Вторая часть содержит книги трех «больших» пророков - Исаии (Иешаи), Иеремии (Ирмияху) и Иезекииля (Иехезкеля) - и двенадцати «малых» пророков: Осии (Гошеи), Иоэля, Амоса, Обадии, Ионы, Михея (Михи), Нахума, Аввакума (Хавакука), Софонии (Цефании), Аггея (Хагая), Захарии и Малахии (Малеахи). Мнения пророков, собранные в этих книгах, составляют существенное дополнение к учению Моисееву, изложенному в Пятикнижии. Тора и речи пророков составляют вместе полное учение библейского иудаизма. Третий раздел составили Писания (Кетубим). Здесь собраны как древние, так и позднейшие религиозно-нравственные, поэтические и философские
|