Книги евреев Ездры, Нехемии, Ионыкниги евреев. В начале была помещена обширная книга «Псалмов», или религиозных гимнов, из которых многие пелись в Храме хором левитов. Затем следует «Книга Притчей Соломоновых», заключающая множество мудрых нравоучений и правил поведения. К ней примыкает художественное произведение «Книга Иова», где рассказана судьба старика праведника Иова, лишившегося всех благ земных и рассуждающего о ничтожности человеческой жизни. В этих рассуждениях постепенно от просто лозунга «Бог дал, Бог и взял» развивается дальше глубокомысленная нравственная и религиозная философия. Следующие затем пять небольших книг называются «свитками» (мегиллот). В «Песни Песней» воспеваются от имени царя Соломона красоты природы, любовь и счастье юности; в «Экклезиасте» (Кохелет) Соломон в старости предается мрачным размышлениям о бесцельности жизни. Маленькая книга «Руфь» (Рут) изображает мирную сельскую жизнь во времена судей, в «Плаче Иеремии» (Эйха) воспеваются страдания иудеев во время разрушения Иерусалима вавилонянами.„Книга «Эсфирь» (Эстер) содержит повесть об избавлении евреев в Персии от опасных козней советника царя Амана. Последняя часть отдела «Писаний» состояла из позднейших летописей: «Эзры» и «Нехемии», где рассказывается о жизни евреев в эпохи вавилонского и персидского владычества. В конце помещена была безымянная летопись («Хроники», Дибре ха'ямим), где повторена история евреев от древнейших времен до конца вавилонского пленения, причем добавлены элементы, которые отсутствуют в книгах Царей. В этой книге даны генеалогические списки, причем списки для колен Иуды, Вениамина и Симеона гораздо детальнее, чем для остальных девяти колен. Это может свидетельствовать о том, что древние евреи полагали утраченными не десять, а именно девять колен. Как сильно Эзра с мудрецами редактировал уже существующие тексты? Мы не знаем этого точно, но известно, что сами книги Ездры и Нехемии были составлены из различных источников. Текстологи Библии выделяют в них четыре составные части: 1. Документы по периоду изгнания до Эзры и Нехемии; 2. Мемуары Эзры; 3. Мемуары Нехемии; 4. Прочие документы в книге Нехемии. Установлено, что в этих двух книгах Танаха были использованы храмовые архивы и архивы персидского двора. Что же касается книги Даниила, то эта книга при Эзре в Канон не попала, так как была написана позже. То есть при Эзре Танах был готов не на все 100%. Рассказы о подвигах Даниила на чужбине ходили, правда, уже при Эзре. Но целиком книгу записали и отредактировали до известного нам сейчас состояния или около 165 г. до н. э., или даже в 140 г. до н. э. Книга пророка Ионы, как полагают большинство текстологов Библии, тоже была написана не при Эзре, а около 300 г. до н. э. Иногда авторы некоторых книг по истории иудаизма об этом забывают и механически пишут, что Эзра и его мудрецы зафиксировали Танах абсолютно. Итак, религиозный Канон готов! Постановление, однако, оказалось палкой о двух концах. С одной стороны, оно дало четкие ориентиры народу, ко-
|