Нехемия восстанавливает Иерусалим и смешанные семьирозаконие (16:13 - 15) праздник описывается как паломничество, а про шалаши речь не идет. Как быть? И тут Эзра вынужден дать ответ. Нужно идти в Иерусалим и там строить суккот. Сейчас такая техника интерпретаций и вывода ответа из имеющегося текста называется техникой мидраша, и появилась она именно во время Эзры. Нехемия же был более ответственным хозяйственным работником, на плечи которого легла практическая работа по улучшению жизни евреев на земле отцов. Он был чувствительный человек: 1 Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе. 2 И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. 3 И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. 4 Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным. Книга Нехемии, гл. 1 Есть два противоречащих друг другу древних взгляда на жизнь: «Лучше быть последним в Риме, чем первым в деревне» и «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме». Эзра и Нехемия выбрали деревню. Нехемия сразу же приступил к восстановлению все еще полуразрушенных городских стен. Он завершил работу, по Писаниям, в 52 дня, укрепив и пришедшую в упадок крепость Вира к северо-западу от Храмовой горы. Заботясь о процветании города, Нехемия приказал знати и десятой части всех сельских жителей Иудеи переселиться в Иерусалим, а кроме этого ввел налог на содержание Храма. Восстановленный Иерусалим стал столицей и главным религиозным центром всей персидской провинции Иудея. Эзра же продолжал заниматься очищением религии и запретил смешанные браки. Когда Нехемия после укрепления Иерусалима отправился домой к персидскому двору, соседние самаритяне, которые тоже верили в единого Яхве, хотели породниться с евреями. Среди самаритян было много потомков израильтян, которые избежали угона в Вавилон. Евреи самаритян грубо отвергли и этим обострили ситуацию. Нехемия вернулся опять, навел порядок, повыгонял из Иерусалима все смешанные семьи. С ними город покинул и Менаше, внук первосвященника, который сам был женат на прекрасной самаритянке, дочери самаритянского вожака Санбалата. Он отправился в Шхем и побудил самаритян построить храм на горе Гризим. Так в Палестине оказалось два храма, посвященных Богу Яхве. Любви между двумя родственными народами это не прибавило. От Моисея до мужей Великого Собрания времен Персидской империи, то есть с 1276 до приблизительно 445 - 440 г. до н. э., у иудаизма был период со-
|