Эзра озаботился религиозным возрождением народаназад благодатный Египет, дело не клеится и затягивается, а тут к нему на аудиенцию напрашивается некий еврейский священник и говорит: великий царь, а не пора ли нам навести порядок в деле религиозных отправлений еврейского народа в Иудее? Веришь ли, владыко, субботу не соблюдают, жертвы правильно приносить не умеют. И я скажу больше, они стали брать себе в жены девушек из соседних народов. Можно ли с этим мириться? Артаксеркс мог бы сильно вспылить: что за вопросы ты задаешь, когда отечество в опасности? Какое мне дело до ваших иностранных жен? Может быть, голову Эзре и не отрубили бы, но вряд ли царь его внимательно выслушал. Отсюда может напроситься вывод, что царь сам вызвал и послал Эзру, как доверенного человека, в Иерусалим. Разумеется, царь зороастриец не сказал ему, что, видишь ли, меня в последнее время стали сильно беспокоить смешанные браки среди евреев. Скорее всего Артаксеркс дал бы Эзре военные и политические поручения. С другой стороны, Эзра мог почувствовать удобный момент, явиться к царю и сказать: все евреи за тебя, давай я съезжу в Иерусалим и сам прослежу, чтобы в нашем Храме правильно приносились жертвы за твою победу над греками. Это могло подействовать. Как бы то ни было на самом деле, наделенный царскими полномочиями еврейский законоучитель попадает в Иудею в очень опасный для Персидской державы момент. Нехемия же попал в Иерусалим после того, как ведомые Периклом афиняне заключили с Персией мир в 448 г. Теперь Артаксеркс мог озаботиться укреплением внутренних городов страны. Иерусалим, например, страдал от набегов арабов из пустыни и его стены требовали ремонта. Официально Нехемия занимал более высокое положение, нежели Эзра. Он был губернатором провинции. Значение этих двух людей, Эзры и Нехемии, трудно переоценить. Эзра озаботился религиозным возрождением народа: 1 Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. 2 И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; 3 и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона. Книга Нехемии гл 8 Но когда он читал, у него самого и его слушателей стала появляться масса вопросов из-за большого количества темных мест и неясностей в древних текстах. Эзре необходимо было растолковывать. Но как будешь объяснять Божье слово? Как вообще дерзнешь это делать? Однако необходимость заставила. Вот приходит к нему перед праздником Суккот вполне образованный и грамотный еврей и спрашивает как ему правильно справлять этот праздник. В книге Левит сказано (23:40), что надо построить шалаш, суку, и жить в ней семь дней, а о паломничестве в Храм ничего не сказано. В книге же Вто-
|