Евреи и сельское хозяйство ЕгиптаЭто не значит, однако, что евреи были полноправными гражданами Александрии. У греков гражданство все еще распространялось по городам, а не по странам. Греки продолжали оставаться гражданами Афин, Спарты, Коринфа, Милета и т. д. Стать гражданином города мог только тот, кто соглашался молиться богам данного полиса. Евреи, которые отказались от иудаизма, стали гражданами города, а у остальных был просто «вид на жительство». В личную религию человека никто не вмешивался, но если ты не участвуешь в городском празднике в честь Диониса или Артемиды, ты не гражданин города. Медленно и постепенно евреи умудрились проникнуть все же в сельское хозяйство Египта. В Египте постоянно возрастала потребность в вине, традиционном напитке греков, но местные жители, как мы помним из предыдущих глав, пиво варить научились, а вино делать - нет. Египтяне не могли обеспечивать свежепосаженные виноградники умелыми работниками. В Иудее же культура винограда была традиционной. Неудивительно поэтому, что некий Шмуэль со товарищи нанимается на большой египетский виноградник в 241 г. до н. э., если историки нам древний папирус правильно перевели. Еще другой пример: египетский крестьянин от века обрабатывал землю деревянным плугом и мотыгой, которых было достаточно для тонкого слоя черной почвы, возрождаемой год от года разливами Нила. Но Птолемеи ввели в египетских хозяйствах орудия из железа для того, чтобы обрабатывать почву, отнятую у пустыни и болот. Железные наконечники для плуга, лопаты, топоры и другие приспособления были в употреблении в каменистой Иудее еще со времен царя Давида, так что еврейские работники и другие иностранцы, знавшие, как обращаться с такой передовой сельхозтехникой, были в цене. При этом евреи Египта продолжали считать Иерусалим центром еврейской жизни. Камни Второго Храма продолжали пропитываться дымом от жертвоприношений, продолжали оставаться маяком на пути к истинному дому. При греках, еще до религиозных притеснений Антиоха Епифана, дыхание другого мира стало чувствоваться очень сильно. Вечно отделенные от Средиземного моря финикийцами-филистимлянами, евреи оставались маленьким азиатским народом. С приходом греков евреи стали частью средиземноморского мира, а мир этот говорил по-гречески и жил греческой философией, культурой, литературой и даже модой на прически. Греки продолжали задавать тон в науке. 290 г. до н. э. - Евклидова геометрия, 270 г. - водяные часы, 260 г.- Аристарх из Самоса рассчитал расстояние до Луны и ее размеры, тогда же Эразистрат предположил, что нервы являются продолжением мозга, 250 г.- Архимед додумался до алгоритмов, 240 год - Эрастосфен измерил радиус Земли, 220 год - Апплоний разработал понятия эллипса, параболы и гиперболы. Но не это главное. Греческий хорошо организованный и разветвленный пантеон богов был намного дальше от идеи одного бога, нежели скромный и практичный персидский зороастрийский дуализм. Кроме того, с египтянами, ассирийцами, вавилонянами, персами, финикийцами евреев много связывало. При всех различиях были некая общая культура, общие понятия, элементы одежды, интернациональные боги, с которыми евреи столь часто изменяли своему Единственному, много заимствованных слов в разговорном языке.
|