Заглавная страница сайта
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ

 -- 1. Евреи их история
 2. Император Константин и церковь
 3. Новый период - византийский
 4. Император Юлиан и евреи
 5. Ранний византийский период
 6. Отнятый Иерусалим
 7. Проникновение евреев в Европу
 8. Теодорих приглашает евреев
 9. Евреи подданные короля
 10. Положение евреев в начале средних веков
 11. Положение в Европе в 4 веке н.э.
 12. Евреи и пряности
 13. Евреи торговля

ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
 14. Евреи и династии
 15. Евреи Персии
 16. Гаоны, Мишна и Барайта

 Карта Израиля. Map of Israel.


ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ
ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ


Гаоны, Мишна и Барайта

Гаонами называли руководителей двух центральных ешив - в Суре и Пумбедите. На иврите гаон значит гений, выдающийся ум, мудрец самого высокого уровня. Только тот, кто свободно владеет всеми шестьюдесятью трактатами Талмуда а Мишна и Барайта прекрасно изучены им, может претендовать на пост главы метивты (Метивта арамейское слово, означает то же самое что и иешива, но обычно его принято переводить как академия.)

Метод преподавания в этих академиях был принят последующими поколениями, так что и сегодня десятилетние еврейские мальчики, посещающие религиозную школу, хедер, начинают изучать Талмуд именно с указанных первыми гаонами трактатов. Человек несведущий может удивиться, зачем детям разбирать вопросы о ссудах, векселях, материальном ущербе и наследстве. Но дело в том, что на этом материале наилучшим образом развивается абстрактное мышление, которым всегда славились «еврейские головы».

Схоластика еще даже не проклюнулась в европейских университетах, еще не появились даже сами эти университеты, а чистое логическое отвлеченное мудрствование вавилонских учителей уже стало почти абсолютным. Талмудическая схоластика достигла в те годы небывалых высот. Каждое слово, сказанное первыми мудрецами, амораями, по поводу содержания Мишны, проходило тщательную проверку. Прежде всего выяснялось, не противоречит ли их посылка сама себе или их высказываниям по другому поводу, и не противоречат ли его слова какому-либо общепринятому положению Мишны или Барайты. Одни мудрецы цитировали те места, в которых, на первый взгляд, могли обнаружиться противоречия, другие - парировали их примеры с помощью тонкого анализа и определения различий. Так устранялись несоответствия. Затем выяснялось, можно ли почерпнуть из других мест Мишны и Барайты доказательства по поводу данного суждения. Недостаточно убедительные доказательства, не удовлетворявшие строгим критериям отбора, отбрасывались. Проверялась и степень новизны каждого утверждения: что нового оно содержит по сравнению с уже сказанным в Мишне и Барайте? Могли спорить не то что часами - днями. Если высказывание несет в себе аргументы и доказательства, выяснялось, почему приведены именно эти аргументы, а не-другие, иногда, на первый взгляд, более удачные. Наконец, сравнивались различные версии каждого высказывания, если таковые имелись. При этом выяснялось, кроются ли за ними расхождения во мнениях, и с помощью той же диалектики определялось, какая из версий верна, а какая ошибочна. В конце концов, сталкивались различные мнения амораев, чтобы окончательно решить, каким должен быть галахический вывод на практике.

Далеко не все занимались этой умственной гимнастикой. Евреи Персии в принципе занимались тем же, чем и евреи Европы - имели торговые бизнесы, наделы земли или ремесленничали в городах. Но эта часть истории этой крупной общины известна очень мало. Сапожники книг не пишут. Поэтому знания наши об общине как таковой однобоки и сконцентрированы на том, что воспето во множестве книг - раввинистическом иудаизме, дальнейшем движении религиозного ума. Академии в Суре и Пумбедите не были обычными иешивами, одними из множества еврейских школ и академий, разбросанных по всему тогдашнему Междуречью, в которых обучалась еврейская

Предыдущая страница Следующая страница



Hosted by uCoz