Евреи торговляавантюристы совершали за дорогостоящими товарами опасные тысячекилометровые путешествия, рискуя жизнью, здоровьем и быть ограбленными в пути. Но что делать? И евреи бросились в международную торговлю. «За героями... века открытий в качестве движущей силы стояли купцы... Но вначале были пряности». Вначале еврейский торговый бизнес не пошел. Дорогу как на производящий Восток, так и на покупающий Запад уже успели проложить христиане сирийского толка, жители Византии и Персии. Они гнали суда в европейские порты и держали монополию. Сначала евреи пытались просто перекупать заморский товар и судами везти его в глубь континента по Дунаю, Рейну и Роне. Но даже в этом сирийцы cocтавили им конкуренцию. Так длилось до седьмого века, но затем народ исповедующий ислам захватил весь Восток и христианско-сирийский бизнес рухнул. Мусульманские караваны освоили Азию, но в Европу им ход был заказан, так как христианские страны боролись с наступающим исламом отчаянно и на всех границах. Неожиданно евреи устроили всех как нейтральные торговцы. Вот теперь бизнес пошел. Так западноевропейские евреи снова нащупали связи с евреями Византии и Азии и смогли проникнуть вплоть до Китая. Арабы называли еврейских торговцев «раданитами», и это слово прижилось во всем мире. Кроме пряностей из-за тридевяти земель, евреи опробовали торговлю рабами и не без успеха. Работорговля не умерла с падением Римской империи, рабский труд не был отменен. Славяне еще не приняли христианство к тому времени и никто не запрещал их ловить и продавать в рабство. Евреи наладили этот бизнес, снуя между Восточной Европой и Византией. Славянские рабы ценились хорошо. Были и более прозаические товары для продажи, которые покупали и сами евреи. Например, попав в те же славянские земли по делам торговым или спасаясь от преследований, простые евреи перешли на местный обычай освещать дом деревянной лучиной. Более состоятельные же хотели соблюдать традиции масляного освещения и покупали у купцов лампы, фитилии масло. Благосостояние евреев в Италии возросло с тех пор, как эта страна вошла в состав западноевропейской империи Карла Великого (VIII - IX вв.), знаменитого Шарлеманя. Карл начал с Франции и смог объединить несколько западноевропейских стран в одно государство. Во всех своих владениях он насаждал христианство. Но евреев Карл не трогал и даже особенно ценил их деятельность в области международной торговли и покровительствовал им. Однако при преемниках Карла Великого его империя распалась, и в Западной Европе все более утверждался феодальный строй, то есть такой порядок, при котором владельцы крупных земельных поместий являлись полными хозяевами в своих землях и управляли жителями на правах феодальных князей, плативших дань и поставлявших войско королю данной страны. Судьба евреев поэтому зависела не от одного правителя, а многих; в одной области они жили свободно и пользовались почти всеми гражданскими правами, в другой - их притесняли. Большие еврейские общины существовали тогда в итальянских городах: Риме, Венеции, Неаполе и на острове Сицилии. В Риме католические папы относились к евреям терпимо, а некоторые даже по-
|