Ранний византийский периодшили персы во время войны с Византией в 616 г., но руины до сих пор поражают величием. Или возьмем Коринф в Греции. Уж какой христианский город, и сам апостол Павел «коринфянам» послания писал. И вот в тот же ранний византийский период, IV - VI вв. н. э., в нем процветала древняя синагога, в которой ранее тот же Павел свои подстрекательские проповеди говорил. Археологи нашли ее останки. Синагога была украшена семисвечниками. Греческое искусство проникло и в еврейские молельни. Нельзя изображать людей, но вот вам похождения Самсона в мозаичном исполнении и, конечно, надписи на греческом. Страшное разочарование по поводу того, что вчерашние преследуемые христиане взяли верх, не давало покоя еврейским мудрецам в течение всего описываемого периода. Подавить христианство силой в зародыше у иудеев не получилось. После этого мудрецам изменили такт и выдержка. Они стали порочить лично Иисуса и Марию. Про Иисуса (Иешуа, на иврите; унизительно сокращенное: Иешу) пустили сплетню, что он незаконнорожденный от некоего Пантиры или Пандиры, скорее всего солдата. При Марию стали говорить, что она была проституткой. Это вошло в Мишну и Талмуд: Случай с р. Элеазаром бен Дама (ок. 130 г.). Его ужалила змея, и пришел Иаков из Кефар-Самы, чтобы лечить его именем Иешуа бен Пантиры, но ему не позволил р. Исмаил (бен Элиша) (ум. 135 г.). Он сказал ему: тебе это не дозволено, Бен Дама. Он ответил: я приведу тебе доказательство, что он может меня лечить; но он не успел привести доказательства, как умер. Тосефта. Хуллин, 2.22 Его (р. Иошуа бен Леви, ок. 250 г.) внук поперхнулся. Пришел некий человек, пошептал над ним кое-что с именем Иешу Пандиры, и излечил его. Когда тот (человек) удалился, спросил его (р. Иошуа): что он над тобой нашептывал? Он отвечал: некое слово. Тогда он сказал ему: лучше было бы, если бы ты умер, чем так. И произошло это из-за «погрешности, происходящей от Властелина» (Екклезиаст 10:5). Трактат Шаббат, 14.4 (14д) После этого (Онкелос) вызвал (тень) Иешу и спросил его: кого почитают больше всех в том мире? Тот ответил: Израиль. Нужно ли мне присоединиться к нему? Тот ответил: ищи им добра, не ищи зла, «ибо касающийся их касается зеницы ока Его» (Захария 2:8). Он спросил его: в чем состоит твое наказание? Тот ответил: я варюсь в кипящем кале. Как сказал учитель: всякий, кто издевается над словом мудрецов, будет присужден к кипящему калу. Вавилонский Талмуд, трактат Гиттин Хорошо, что христиане в то время не узнали об этом «кипящем кале»... Надо сказать, что в Вавилонском Талмуде острой полемики с христианством нет и вообще христианство практически не упоминается. Некоторые истори-
|