Положение в Европе в 4 веке н.э.людей, для которых христианство еще не было родной религией. Оставались евреи и в Крыму, который пока не входил ни в одну из этих зон, так как хазары еще не пришли. В конце IV в. начался процесс деэллинизации вышеупомянутых евреев Крыма в связи с падением в 370-е гг. Боспорского царства под напором гуннов, который на короткий период был прерван приходом Византии в начале VI в. н. э. В самом начале этого периода всемирной торговли не получалось, так как постоянные переселения народов и войны еще не кончились. Евреи на территории современных Франции и Испании продолжали жить и раньше. Часть занимались мелкой торговлей, часть ремеслами, часть Владели землей и рабами на ней. В то время еврей-землевладелец не был чем-то экстраординарным. Рабы были нужны, так как сельское хозяйство все велось по старинке. Некоторое время, причем это могли быть 150 - 200 лет, баланс между евреями, христианами и язычниками в Западной Европе сохранялся и никто никого не гноил. Но постепенно количество христиан стало расти быстрее, чем количество евреев и язычников. Количество евреев тоже росло не только из-за рождаемости, но и из-за перехода в иудаизм. Часто в иудаизм переходили рабы евреев. Также, вдали от заветов непримиримого Эзры, евреи и еврейки нередко вступали в смешанные браки с прочими жителями европейских земель, причем часто вся семья становилась иудейской. Готы и галлы не имели в своих национальных религиях книжных канонов, иногда у языческой религии могло и вовсе не быть священной книги, лишь легенды и устные заветы и правила. Богатый письменными традициями иудаизм с четкой системой правил и понятий становился привлекательным. Но христианство оказалось еще более привлекательным своим оптимизмом братской всеобщей любви, избавлением от грехов и светлым будущим. Поэтому в христианство переходило больше европейцев, чем в иудаизм. Кроме того, христианская церковь как организация оказалась четче устроенной, чем иудаизм с его центром в далекой Тверии. Практически военная иерархия христианской церкви с ее дьяконами, священниками, епископами, архиепископами, кардиналами и папой четко контролировала ситуацию в Европе. Рост числа христиан позволил начать постепенный нажим на евреев. Начали с очень тонкого предмета. Иудей не может иметь рабом христианина, как это озвучил вышеупомянутый папа Григорий. Сама церковь не могла издать такой закон. В Византии-то церковь была государственным институтом, а в Западной Европе еще нет. Значит, надо идти к королю. И здесь, как всегда, личные пристрастия владык, доводы служителей церкви, реальные государственные нужды и внешние опасности переплетались и рождали некое высокое решение. Иногда евреев оставляли в покое, иногда запрещали иметь рабов, иногда вовсе изгоняли за пределы страны. Испанцы, а точнее поселившиеся в Испании в 412 г. визиготы (западные готы), сами по религии были ариане, то есть последователи христианского епископа Ария, который отрицал абсолютную божественность Иисуса. Ариане были после Вселенского собора 325 г. объявлены еретиками и находились на ножах с нормативным католическо-православным христианством. Благодаря этому визиготские владыки ввели в Испании полную религиозную то-
|