Император Константин и церковьхристиан в точных цифрах. Христиане, будучи к IV в. уже довольно многочисленными и представляя собой значительный фактор в государстве, тем не менее не составляли еще большинства населения. Но численная сила и влияние не везде совпадают друг с другом: меньшее число может пользоваться очень сильным влиянием, если оно опирается на руководящие классы, и большое число может мало значить, если оно состоит из низших слоев общества или, главным образом, из сельского населения. Христианство было городской религией: чем больше город, тем крупнее - вероятно, также относительно - число христиан. Причина ясна: евреи за пределами Палестины жили в городах, а христианство зародилось среди них. Это городское проживание оказалось необычайным преимуществом. Но вместе с тем христианство проникло в большом числе провинций уже глубоко и в деревню: это мы точно знаем относительно большинства малоазиатских провинций и далее относительно Армении, Сирии и Египта, относительно части Палестины и также Северной Африки. Главный центр христианской церкви в начале IV в. был на территории современной Турции. Константин до своего отъезда в Галлию много лет жил там при дворе императора Диоклетиана. Малоазиатские впечатления сопровождали его в Галлию и превратились в ряд политических соображений, которые привели к решительным заключениям. Он мог опереться на твердые и сильные церковь и христианский епископат. Праздный вопрос о том, одержала ли бы победу церковь без Константина. Какой-либо Константин должен был бы прийти; только с каждым десятилетием становилось бы легче быть тем Константином. Во всяком случае, победа христианства во всей Малой Азии была уже решена до времени Константина; в других же областях она была хорошо подготовлена. Не было нужды ни в каком особенном озарении, ни в каком небесном призыве к войне, чтобы осуществить на деле то, что уже было готово. Нужен был только проницательный и сильный политик, который бы в то же время имел внутреннее влечение к религиозным переживаниям. Таким человеком был Константин. Его гениальностью было ясное распознание и верное понимание того, что должно было случиться. О евреях конкретно в этот момент он не задумывался. Обращение Константина в христианство, обычно связываемое с его победой над соперником за власть Максенцием в 312 г., не должно рассматриваться как истинное. На самом деле он принял религию в год смерти. В течение всего своего правления он оставался «pontifex maximus»; воскресный день он иначе не называл, как «день солнца» (dies solis). Под «непобедимым солнцем» (sol invictus) обычно разумели тогда персидского бога Митру, культ которого пользовался громадным распространением на всем протяжении Империи, как на Востоке, так и на Западе, и временами являлся серьезным соперником христианству. Известно, что Константин был сторонником культа солнца. Вот откуда пошли на мозаиках синагог изображения бога солнца Гелиоса. Эта солярная религия обеспечила ему огромную популярность во всей Империи. Но взявшись за христианство, Константин реформировал его сильно и в двух направлениях. Одно из этих направлений евреев затронуло мало, а второе, наоборот, сильно. Во-первых, при Константине неясные верования ран-
|