Евреи и пряностилерантность и не притесняли ни евреев, ни язычников. Евреи спокойно жили в городах, занимались торговлей, а также владели большими наделами земли. Так продолжалось до 589 г. В этом году новый король страны Рекаред решил упрочить свое положение и подмять под себя вечно непослушных баронов. Ввязавшись в борьбу с вассалами, король стал искать союзников и нашел их в лице нормативной христианской церкви (ее можно называть как католической, так и православной, так как раскол этих двух церквей был еще далеко впереди). Давайте сделаем так, предложил Рекаред епископам, я принимаю официальное христианство, ввожу христианство, а вы помогаете мне контролировать князей и баронов. Хорошо, ответили епископы, но вы выгоните евреев из страны, если они не захотят принять христианство. На этом договорились, и евреям пришлось перекочевать частью во Францию, а частью в Северную Африку. Небольшая часть, из тех кто ценил оседлый образ жизни или владел землей, приняли христианство. Завладеть землей на новых местах евреям не пришлось. Христианский запрет на владение рабами-христианами достал евреев и в Африке, и во Франции. Так, в целом сельский пасторальный народ оказался не в состоянии жить по почину дедов и прадедов. Возраставшие в числе и влиянии христиане закручивали гайки как могли. В 655 г. девятый христианский Толедский собор подробно установил способ, которым подобало карать еретиков. Он издал канон о том, что крещеные евреи обязаны праздновать христианские праздники вместе с епископами и что те, которые не подчинятся этому правилу, будут присуждены к наказанию кнутом или к посту, смотря по возрасту виновных. Разумеется, евреи переходили в христианство и до гонений инквизиции, но многие делали это из корыстных соображений или соображений безопасности, оставаясь в душе и дома иудеями. Но шила в мешке не утаишь. Чем заняться в неприветливых странах? Благо к этому времени новые европейцы уже узнали и высоко оценили специи, пряности, благовония, которыми владели страны Востока - Индия, Аравия, Египет и другие. «Вначале были пряности, - пишет Стефан Цвейг. Ведь вплоть до позднего средневековья пища северян была невообразимо пресна и безвкусна... еще не открыты изысканные и тонизирующие свойства чая и кофе; даже государи и знатные люди ничем, кроме тупого обжорства, не могут вознаградить себя за бездушное однообразие трапез. Но удивительное дело: стоит только в самое незатейлив блюдо добавить одно-единственное зернышко индийских пряностей - крохотную щепотку перца, сухого мускатного цвета, самую малость имбирья корицы и во рту немедленно возникает своеобразное приятное раздражение». Это все так, но это не главное. Пряности были нужны потому, что не было холодильников. И если в Германии или Скандинавии и Польше можно было держать мясо на леднике в погребе, то в теплых Италии, Южной Франции и Испании это был не выход. Или ешь мясо свежим или жестоко прожаренным, или ешь его с душком. Но пряности и благовония нужны не только для кулинарных изысков гурманов. Остро нуждались в мускусе, амбре, розовом масле женщины. И католическая церковь желала иметь душистый ладан для кадильниц. Но все эти продукты доставлялись с Востока за бешеные деньги. Купцы и различные
|