Положение евреев в начале средних вековвилегии. Часть же евреев становилась жителями вольных городов. Однако в городах их часто не принимали в гильдии местных ремесленников, эти прообразы современных профсоюзов. Еврейский сапожник, например, если он не принял христианство, не мог пробиться в городскую гильдию сапожников. Получалось, что опять надо было идти на поклон к королю и помимо городских налогов платить еще налог королю. Раз путь в гильдии был закрыт, число ремесленников, тех же сапожников или портных, было незначительным, обслуживали они только самих евреев. Пришлось искать новые сферы деятельности, чтобы прокормить себя и семью. Так евреи пошли в торговлю и ростовщичество, а позже - в банковское дело. К этому времени Западная Европа еще не была христианской. Пройдут еще сотни лет пока все европейские народы станут христианскими. Пока же германцы, поляки, литовцы, русские племена, норвежцы и другие племена Скандинавии, часть племен на территории Франции и многие другие народы продолжали исповедовать свои языческие культы. Они не приняли греко-римских богов, они не собирались принимать и новую христианскую доктрину. Таким образом, покинув пределы Восточной Римской империи - Византии, евреи на некоторое время забыли об унизительном для них христианстве, правда не до конца. Италия, Испания, часть Франции были христианскими. Впервые выразил, каким должно быть положение евреев в христианской стране римский папа Григорий Великий (590 - 604), тот самый, который помимо существовавших понятий о Рае и Аде придумал еще и чистилище. Он признавал относительную свободу вероисповедания и был против насильственного обращения евреев в христианство. Правовое положение евреев должно оставаться неизменным, это четко высказано в его предписании. «Мы запрещаем отягощать и стеснять евреев вопреки установившемуся порядку, дозволяем им жить наравне с римлянами и беспрепятственно распоряжаться своим имуществом, только рабов-христиан держать им нельзя». Это запрещение было вызвано опасением, что рабы-христиане смогут обратиться в иудейство. Язычников Григорий преследовал не в пример жестче. По его указу истреблялись античные книги, скульптуры, все, что напоминает о язычестве. Папа дозволял еврейским общинам управляться по своим законам и обычаям; но он давал разные льготы и выгоды тем из евреев, которые обращались в христианскую веру. Когда ему говорили, что меняющие веру ради выгоды не будут искренними христианами, папа отвечал: «Зато дети и внуки новообращенных (стали уже настоящими христианами». Вероятно, у Григория были и некие меркантильные соображения. Он первый из пап, который ввел понятие индульгенции как отпущения грехов за деньги. Правда, на эти деньги надо было заказать обедню в церкви. Вероятно, итальянские евреи ему платили за тихое поведение, но точных доказательств этому нет. Фактически, в самом начале Средних веков, при всем разбросе еврейских общин, евреи сосредоточились в трех областях - в Византии (Греция, Балканы, Турция и Ближний Восток) под христианской властью, в Азии (Междуречье, Кавказ, Персия и дальше вплоть до Китая) вне христианской власти, и в Западной Европе и Северной Африке, где христианство нарастало хоть и медленно, но неуклонно. И во Франции, и в Испании было достаточно
|