Евреи ПерсииКогда мы читаем, что в Персии евреям жилось лучше, чем в Византии или Европе, это не значит, что все было абсолютно гладко в их жизни. Сасанидских правители, как и любые правители того времени, заботились о своей казне более, чем о благе граждан страны. Но более всего они заботились о сохранении собственной власти. Восстания, заговоры и перевороты сопровождали их жизнь от рождения до смерти. Евреи не только Талмуд зубрили по иешивам. Они старались быть поближе ко двору. Вершиной этих стараний стал брак еврейки Шушан-Духт с сасанидским царем Ездигердом Первым (399 - 420/1 гг.). По стопам незабвенной Эстер совершенно реальная еврейка стала царицей Персии. Однако всегда не хватает немного такта, чтобы не сильно налегать на дверь к богатству и влиянию. Пока евреи держались в тени, все было в порядке. Но община растет, красавицы замуж за царей выходят, глава общины экзиларх должен обязательно в одеждах с золотым шитьем ходить. Кончилось тем, что Ездигерд 2 (439 - 457) под конец своего правления, в 455 г., начал евреев притеснять. Одновременно начались гонения и на христиан, которые пытались распространить свое влияние. Следующий царь Пероз (457 486 или 459 - 484) в середине своего правления начал еще более жестокое преследование евреев. Официально началось все с локального эпизода. В персидском городе Исфахане прошел слух, что евреи убили двух священников-зороастрийцев. Началась резня, царь ее не пресек, а наоборот, санкционировал разрушение синагог и запретил изучать Тору. В 470 г. он казнил экзиларха Гуну Пятого. Затем, спустя 50 лет, следующий царь Кавад (488-531) казнил экзиларха Мар Зутру Второго. Последний, впрочем, был сам виноват - он поднял мятеж против власти. Во время очередной дворцовой заварушки Кавада сместили с трона и посадили в тюрьму. В стране не оказалось сильной центральной власти, и в этой невнятице и междоусобице Мар Зутре почудилось, что он может добиться для евреев Персии независимости. Опять же, благой пример государства Адиабена. У экзиларха была своя армия, он ее увеличил, и действительно взял под контроль часть территории по среднему течению Тигра. Семь лет, с 495 по 502 г., в Персии номинально было еврейское государство. Потом деятельный Кавад умудрился вернуться к власти и, как и любой другой азиатский правитель на его месте, Мар Зутру казнил. После этого экзилархи усвоили урок и следующие 100 лет до захвата Персии арабами прошли для евреев спокойно. Эпоха истории азиатских евреев Вавилона, в которую мы с вами сейчас вступаем, занимает немалый отрезок времени: началась она в 589 г. при Сасанидах, а завершилась в 1040, то есть длилась ровно четыре с половиной столетия. Какому событию выпала честь открыть собой новый период? Разумеется, очередному мудрецу. Хроники свидетельствуют: в 589 г. рав Ханан, видный вавилонский ученый и учитель, покинув с группой учеников город Пируз-Шабур, где они переждали очередные местные междоусобицы, вернулся в город Пумбедиту в нижнем течении реки Евфрат и возобновил занятия в древней иешиве. Приблизительно через двадцать лет открылся и второй центр изучения Торы - традиционная иешива в городе Суре, выше по Евфрату. Именно так началась эпоха гаонов.
|