Ещё о СаулеТе же ученые, которые считают, что Исход случился в 1447 г. до н. э. соответственно растягивают время судей до 400-летнего периода. 3. Вопрос этот до конца не ясен, и я не претендую на полную истинность моей точки зрения. Есть исследователи, которые полагают, что все же преждевременно однозначно называть филистимлян финикийцами, потому что это разные народы. Допускают, что позже одни перемешались с другими или каким-то образом повлияли друг на друга, но этот вопрос еще стоит изучить внимательно. Обратили внимание также на то, что одно древнее племя называлось «пеласты», что с натяжкой похоже на Палестину. Пеласты, о которых, в частности, пишет историк Страбон, - это группа племен, среди которых главенствовали воины-пеласты, что дало их имя всей группе. Возможно, в эту группу входили и семиты финикийцы, но лишь как одно из племен, и этот факт необходимо проверить, если принять на веру, что Страбон ничего не напутал. Есть и лингвистические изыскания. Согласно А.И.Немировскому, язык пеластов - праиллирийский, средний между армянским и албанскими языками, но ближе к хеттскому, то есть не является семитским. В любом случае, точных указаний, что пеласты и палестинцы (филистимляне) это один народ, тоже нет. 4. Джонсон П. История евреев. Пер, с англ. И.Л. Зотова. M.: Вече, 2006, с. 49. 5. Здесь нужно еще раз коснуться Библии как исторического первоисточника Библия - это религиозная книга. Она написана не как хроника летописца или диссертация по истории, а как набор текстов, важных для правильного понимания идеи единого Бога и идеи отношения людей и Всевышнего. Ветхий Завет переделывали, дописывали и редактировали несколько раз, прежде чем мы получили тот его текст, который читаем сейчас. Конкретно цикл рассказов о Сауле переделывался минимум дважды. Текстологическое исследование комплекса повествований о Сауле выделяет три слоя: ранние рассказы, добавления периода пророков, добавления периода Второзакония. Последние вставки относятся к VI в. до н. э. Именно в этот период в историю о Сауле были добавлены, например, следующие элементы: упоминания о царствовании Саула (Первая Книга Царств, 13:1 - 2; 14:47 - 51), дополнения к рассказу о Давиде и Ионафане (Первая Книга Царств, 20:11 - 17, 23, 40 - 42), первое упоминание об отказе Давида убить Саула (Первая Книга Царств, 23:14 24:23) и многие другие. См. об этом подробно в McCarter Р.К. Jr. 1 Samuel. Garden City, New York, Doubleday й Со., 1980, с. 12 29; Ackroyd Р.R. The First Book of Samuel. The Cambridge Bible Commentary, Cambridge, 1971; Goldman S. The Books of Samuel. The Soncino Books of the Bible. Bournemouth, Soncino, 1951. Общая идея всех добавлений сводилась к тому, чтобы непременно показать, что Саул был плохим царем, а Давид - хорошим. Насколько это правильно с чисто исторической точки зрения, мы не знаем, так как исторических источников у нас практически нет.
|