Давид начало царствованияполучил от царька Гата деревеньку Зиклаг (Секелаг) во владение. Первая Книга Царств постоянно объясняет нам, что все это были вынужденные похождения из-за крутого нрава Саула. Лейтмотивом звучит тема, что Саул как царь был Господу неугоден, а вот Давид как раз угоден. К этому времени умер пророк Самуил. Финикийцы снова собрались биться с евреями, вспомнили, что Давид убил их родного Голиафа и не захотели идти с Давидом в бой. Повидимому в войне против своих будущий царь Израиля не участвовал. Вместо этого он удачно отразил нападение амалекитян на Зиклаг. Когда Саул пал на поле брани, Давид ринулся в ваккуум власти к царскому венцу. Зачем ему заштатный Зиклаг, когда можно стать царем всех евреев? Есть у историков подозрение, что это финикийцы надоумили Давида стать царем иудеев, чтобы иметь своего ставленника. Увы, сначала его признало лишь колено Иуды, остальные же 11 колен сочли своим царем младшего сына Саула уцелевшего на войне Иевосфея (Ишбаала, точнее его звали Ешбаал, то есть «Ваал существует», очень странное имя для еврея, сына царя). Гражданская война и прочие неурядицы взяли у Давида семь лет жизни, в течение которых он жил в Хевроне. Наконец он народ худо-бедно объединил, Иевосфея убили его же полководцы. Видя, что Давид объединил всех евреев в одно государство, финикийцы встрепенулись и быстро попытались исправить свою оплошность. Давид вчерашних благодетелей своих победил и спокойно уселся на троне. Но горький привкус и недоверие остаются у любого правителя, который прошел через гражданскую войну. Давид чувствовал, что евреи все еще не ощущают себя единым монолитным народом. На Земле уже Железный век, а у них все родоплеменные отношения каменного века, все то же разделение на Израиля и Иуду. Людей нужно спаять, дать им нечто общее. Поэтому следующим шагом Давида как царя «всего Израиля и Иудеи» было завоевание Иерусалима у иевусеев и превращение его в новую столицу государства. Это событие стало одним из важнейших в истории Израиля и Иудеи. Но столицу надо сначала захватить, потом обустроить, построить Храм Богу да и себе дворец по чину. Нужны деньги, а налоги народ не платит. Что делать? И Давид решил добыть деньги на стороне, захватив государство Эдом, то самое, которое отказало Моисею в проходе евреев через свою территорию. Пообтеревшись среди вездесущих финикийцев, Давид поднаторел в высокой политике. Затевая очередную войну, оглядываться приходилось по-прежнему на Египет. Египта Давид не боялся. От финикийцев он узнал, что не так давно (дело было в 1080 г. до н. э.) посланник египтян Уен-Амун отправился морем в Финикию за ливанским кедром. В Фивах затеяли строить очередной храм. Когда он с приключениями, недостойными посланника великой державы, добрался до ливанского порта Библос, князек Библоса погнал его назад и в кедре отказал. Позже и за большие деньги и подарки строевой лес ему отгрузили, но присовокупили, что это в последний раз. Захотели и унизили посла некогда могущественной, а теперь дряхлой державы. Значит, Египет в войну евреев и эдомитян не вмешается. Ассирия, конечно, государство тоже серьезное и сильное, но как раз в этот момент между ней и Палестиной вклинились некие арабские племена. Эти племена, которые в Библии назы-
|