Что производили евреи во времена Соломонаниками было трудно. А как у нас с еврейским пролетариатом? Что они могли делать? На первый взгляд - тоже ничего особенного. Строительные рабочие делились на каменщиков, плотников и вкладчиков кирпичей. Последних было мало, так как изготовление кирпича-сырца в Израиле не прижилось. Нужны хорошая глина, много воды и соломы - это не для палестинских почв и климата. Каменщиков было действительно много, но при Соломоне еще неопытных. Поэтому ему приходилось поступать как Петру Первому - приглашать специалистов из-за рубежа. Плотники тоже были, но тоже неопытные. Их неопытность была связана с отсутствием хорошего строительного леса. Действительно, ценные породы дерева - кедр, кипарис - завозили тоже из других стран, обычно из финикийского Ливана, а с деревом шли и специалисты по деревообработке. Строевой лес употребляли обычно на балки потолочных перекрытий. Пытались, конечно, делать мебель, но много ли напилишь и настрогаешь из кривых и низких оливковых стволов? Соответственно, не могли строить и суда, и Соломону для его торговых гешефтов приходилось нанимать суда финикийцев, с которыми он хорошо спелся. Делали, конечно, и посуду. Гончары тысячелетиями оттачивали свое ремесло. Они должны были иметь несколько навыков: найти правильную глину, приготовить глину, сделать посуду нужной формы, высушить ее и украсить, наконец, правильно обжечь свои изделия. Хорошей глины в Палестине не было, не Саксония. Поэтому труд гончаров начинался с просеивания глины, освобождения ее от песка и примесей, а потом долгого растаптывания ногами до получения абсолютно однородной массы, потом еще месили руками. Чтобы улучшить качество этого сырья, в него добавлялись и размолотые осколки старой посуды. Сначала гончары просто лепили посуду руками, потом они придумали медленно вращающийся гончарный круг, а потом и быстрый круг. Как показали раскопки в Мегиддо, Иерусалиме и других местах, гончарные мастерские обычно находились за пределами города, на окраинах. Но кого в этом мире удивить керамической посудой? Текстильная промышленность тоже сначала обходила Израиль стороной. Пурпурные ткани поступали от финикийцев (Иезекииль 27:7), лен поступал из Египта (Притчи 7:16), «белая шерсть» привозилась из Дамаска (Иезекииль 27:18). Она считалась символом чистоты и белизны. Кроме этого была и своя шерсть, а также после подчинения соседних государств шерсть стала поставляться как дань из Моава с территории современной Иордании (Петра). Лен также продавало царство Эдом, которое теперь обосновалось в южном Негеве поближе к современному Эйлату. Как можно было в пустынных условиях выращивать лен, сказать трудно, но указания в Танахе на это есть. В него заворачивали покойников. А хлопка еще не было, он появится только в VII в. до н. э. и впервые о нем упомянет пророк Исаия. Допустим, вы еврейский овечий пастушок времен Соломона. Есть у вас овцы, вы настригли с них шерсть. Ее можно просто продать, обменять на ячмень или тарелки. Но что если самому сделать из нее одежду? Жена и мать на кухне, но, допустим, есть еще сестры или младшие братья, которых можно запрячь в работу. Тогда - вперед. Первый этап - валяние или сукнование. Пусть эта молодежь вымоет шерсть в горячей воде, просушит, отбелит, утоп-
|