Перепись населения при Давидев Израиле и 500 000 таких же воинов в Иудее (2-я Царств, 24:9) или же «всех Израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и Иудеев - четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч (1 Паралипоменон, 21:5). Греческий перевод Танаха - Септуагинта - говорит о 900 000 израильтянах и 400 000 иудеях, годных к военной службе. С последними цифрами согласен и Иосиф Флавий в своих «Древностях». Имея перед глазами такие данные, историки стали чесать в затылках. 1 млн 300 тыс. солдат - это уж чересчур. С такой армией можно и Египет захватить и Ассирию. Стали вспоминать, что Саул незадолго до Давида наскреб всего 300 тысяч из Израиля и 30 тысяч из Иудеи. Жонглируя разными понятиями слова элеф - «тысяча», текстологи Библии пришли к заключению, что реально армия Давида вместе с резервистами могла состоять из минимум 6500 солдат и максимум 18220. То есть именно столько три тысячи лет назад было молодых мужчин евреев в стране. Антипатия, которую евреи времен царя Давида питали к переписи населения, коренилась всецело в народном суеверии; возможно, что последнее укрепилось вследствие вспышки чумы, последовавшей тотчас же за переписью. Другое объяснение кроется в том, что учет числа людей являлся неким древним табу. В позднейшее время еврейский законодатель ослабил запрет переписи и разрешил производить учет населения при условии, что каждый человек внесет половину сикля для Бога как выкуп за свою жизнь и в предотвращение грозящей народу чумы. С другой стороны, евреи просто не привыкли к жизни в государстве, не привыкли быть подконтрольными. Фрэзер в своей книге «Золотая ветвь» касается интереснейшего и широко распространенного, но не получившего еще достаточного объяснения факта: суеверного страха перед счетом и точным числом. Может быть, это происходило от того, что человек научился считать раньше, чем связно говорить. Этот страх отразился в Танахе в двукратно повторенном рассказе о всенародной переписи Израильского и Иудейского царств. Перепись эта рассматривалась составителями библейских книг как страшный грех перед Богом, хотя сам Бог и был, согласно одному из текстов, вдохновителем переписи, и Бог покарал подданных согрешившего царя страшной моровой язвой (2-я Царств, 24, 1 - 19). В другой версии вдохновителем выставлен сатана. Нужно, однако, помнить, что евреи времен царя Давида не верили в существование сатаны, как некоей силы, противостоящей Богу. Бог - это единственная сверхъестественная сила в Мире и нет другой сверхъестественной силы, которая может вступать с ним в единоборство. Приведя кратко этот рассказ о переписи и о наказании за нее, Фрэзер сопоставляет с ним по своему методу обильный материал, который он набрал, изучая разные примитивные народы, говорящий о суеверной боязни всякого счета (детей, скота и пр.). Он, однако, не пытается дать этим фактам удовлетворительного научного объяснения, ограничиваясь ссылкой на то объяснение, которое дает им само население: боязнь злых духов, которые-де могут подслушать произнесенное число и причинить человеку, ребенку, скоту вред. Подлинное научное объяснение надо искать, очевидно, анализируя и обобщая исторические данные о развитии человеческого сознания, где еще отсутствовали абстрактные числа. Они заменялись идеей «совокупности» - числа, не
|