Проигранная война и смерть СаулаПочему не было предпринято попыток преградить врагу проход через труднопроходимые ущелья горы Кармель? Собравшиеся в Афеке финикийцы представляли собой прямую угрозу Иудейским горам, что должно было заставить Саула отправить хотя бы часть своих разведывательных отрядов на охрану западных подходов. О каких-либо отвлекающих маневрах жителей приморья нет никаких упоминаний. Однако сохранился рассказ об отправке одного из отрядов и дальнейшем его передвижении, которое - без предварительного умысла со стороны финикийцев - ввело в заблуждение израильских разведчиков. В 29 главе Первой Книги Царств рассказывается о том, как «тираны» сочли ненадежным наемника Давида, пришедшего в Афек вслед за своим господином Анхусом, царем Гефским, и отправили его назад в Сегелаг, который Анхус отдал Давиду после того, как тот благополучно избежал преследований со стороны Саула. Обратный путь Давида из Афека в Сегелаг проходил вдоль одного из наиболее очевидных маршрутов вторжения в Иудею, то есть по долине Дуба и долине Сорека, которые должны были охраняться людьми Саула. Только убедившись в том, что ему не будет нанесен удар в спину, Саул ринулся навстречу угрозе с севера, что и дало войску финикийцев время, необходимое для безопасного прохода через ущелья горы Кармель. Исход последовавшего сражения решили столь ненавидимые евреями колесницы. Саулу пришлось отступить на гору Гильбоа. Но даже эта позиция была непригодна для обороны. Лучники на колесницах шли по его пятам вверх по легко проходимому западному склону и держали израильтян под непрерывным и действенным обстрелом. Когда Саул убедился, что все потеряно, он действительно предпочел броситься на свой меч, чтобы не быть захваченным в плен. В какой-то момент показалось, что цель финикийцев, наконец, достигнута и что израильское государство окончательно распадется на отдельные колена. Но триумф победителей был кратковременным. За годы правления Саула евреи поняли, что их сила заключена только в единстве, и осознали все связанные с ним экономические преимущества. Хотя в первый момент весь Израиль был охвачен ужасом, Давид, который очень быстро попал в центр общего внимания, воспользовался рассказом о смерти Саула и его сына для того, чтобы возродить слабеющий дух народа. Его плач по Саулу и Ионатану (2-я Царств 1:17 - 27), созданный, несомненно, для того, чтобы поднять воинский дух «детей Иуды» для новой борьбы за свободу, является одной из наиболее трогательных и волнующих элегий в мировой литературе. Слова Давида сделали немало для того, чтобы возродить надежду и энергию Израиля, хотя первое время он правил, по-видимому, под контролем финикийцев. Будет неправильно думать, что все время судей народ только и делал, что воевал. Конечно, войны забирали много времени и уносили много мужских жизней, поэтому весь период оставался полигамным. Период Судей принято называть демократическим, но по отношению к женщинам демократического подхода и признания их равенства с мужчинами еще не было. А что делать? Законы Торы создавались в период, когда многоженство было правилом и полагалось, что эта практика продлится вечно. Соответственно, мужчина мог просто дать некоей своей жене развод, гет, и иди гуляй. Понятие разврата в
|