Еврейские междуусобицыи прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. М.Ю. Л е р м о н т о в. Дума Проникнув Землю Обетованную, и осев в ней евреи на первых порах почувствовали себя на новом месте и в новом качестве как селедки в компоте. Тому было несколько причин. Во-первых, трудно сразу перейти от кочевого образа жизни к оседлому. Во-вторых, полной победы над всеми соседями не получилось, и соседи затаили злобу. В-третьих, очень трудно быть единобожниками, когда кругом все народы исповедуют многобожие. В-четвертых, великие лидеры рождаются не каждое десятилетие. Судьи без скамей подсудимых, как пошутил Макс Даймонт, правили кланами после смерти Иисуса Навина. «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Книга Судей, 21:25). Обычно у каждого клана был свой «судья» - старейшина, предводитель или военачальник. Еврейское слово шофет предполагало в то время более вожака, нежели юриста. У финикийцев и карфагенян была аналогичная высокая должность - суффет. Если вы читали книгу Гюстава Флобера «Саламбо», то там эти суффеты - Ганнон, Гамилькар, Ганнибал - на каждой странице. Не успели истлеть останки Моисея и Навина, как евреи практически полностью размежевались по своим хуторам и чувство общности у них было трудно вызвать. Хуже того, между кланами вспыхивали кровавые войны еврейские междуусобицы, как это случилось в войне против клана Беньямина (Книга Судей, гл. 20): 1 И вышли все сыны Израилевы, и собралось все общество, как один человек, от Дана до Вирсавии, и земля Галаадская пред Господа в Массифу. 2 И собрались пред Господа начальники всего народа, все колена Израилевы, в собрание народа Божия, четыреста тысяч пеших, обнажающих меч. 3 И сыны Вениаминовы услышали, что сыны Израилевы пришли в Массифу. И сказали сыны Израилевы: скажите, как происходило это зло?
|