Саул первый царь ИзраиляФиникийцы называются в Библии филистимлянами. Некоторые историки, однако, стараются разделить финикийцев, которые жили в Ливане, и филистимлян, которые обосновались в секторе Газа и вокруг него. Приводятся мысли, что если финикийцы переселились в Ливан из Турции, то филистимляне были по происхождению микенскими греками. Греки микенской культуры, однако, не знали железа, его знали греки следующей более развитой дорийской культуры. Греки шли на Трою с бронзовыми мечами, если Гомер нам не врет. А вот финикийцы секрет железа уже знали. Чтобы расплавить железную руду, надо поднять температуру в печи до 1539 градусов. Ранние греки этого не умели. Их печи работали при естественном притоке воздуха и плавили медь при температуре 1000 градусов. Финикийцы надумали нагнетать воздух в печь с помощью мехов и так смогли увеличить жар. Они держали свои навыки в секрете, но филистимляне тоже знали секрет железа и тоже берегли его. Кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья» (Первая Книга Царств, 13:19). По всей вероятности, все же именем «филистимлянин» древние звали финикийцев, поселившихся в Палестине, так же как финикийцев, живущих в Карфагене, звали карфагенянами. Ливанских финикийцев обычно тоже называли по имени их родных городов - тирцы, сидонцы. Далее в книге филистимляне поэтому именуются финикийцами. Движение финикийцев-филистимлян из Турции в сторону Египта началось около 1200 г. до н. э., то есть практически в то же время, когда евреи нацелились на Землю Обетованную. В 1188 г. фараон Рамзес 3 нанес им поражение и остановил продвижение этих левантийских викингов в сторону Египта. Им пришлось осесть на прибрежной равнине Палестины и они завладели городами Газа, Ашкелон, Ашдод, Экрон и Гат. Мы привыкли связывать с финикийцами торговый бизнес по Средиземному морю, и мы помним, что они основали город Карфаген на территории современного Туниса. Но на заре своей карьеры этот новый народ полагался более на меч, а не на кошелек. Финикийцы ввели в обиход прямые обоюдоострые мечи и, главное, они привезли с собой на палестинское побережье искусство плавить железную руду. Этому искусству они научились от хеттов и ревниво берегли свой навык. Помимо этого, финикийцы были организованы в систему конфедерации городов-государств, аналогично грекам, то есть имели самую передовую политическую организацию той эпохи. Железный век сошелся в рукопашную с веком бронзовым на полях Ханаана и должен был бы победить, так как Самсон в целом проиграл борьбу с приморским соседом. В результате колену Дана действительно пришлось уходить на новые места далеко на север. В результате был момент, когда даже сам ковчег Завета попал в руки врага на короткое время. Евреи, однако, хотя и вынуждены были на время становиться данниками финикийцев, основных своих позиций на Земле Обетованной не сдали и на холмах сидели крепко. Вместе с тем народ начал осознавать, что неплохо бы свою полуанархию-полудемократию реформировать, чтобы более организованно бороться против врага. Сначала решили объединить судейские и священнические обязанности. Илий (Эли) и Самуил (Шмуэль) были одновременно и судьями и священниками. Это не дало желаемого результата так как нужен ещё и полководец. Кроме того, вместо ополчения желательно иметь постоянную армию, а для этого необходимо платить общий государственный налог. Иными словами, сама ситуация подвела умные головы к идее объединения всех кланов под единой монархической короной. А умные головы были, в основном, у священников, поэтому, уступая велению времени и нехотя делясь своей властью, они выбрали царя из слабого малочисленного клана Вениамина. Так священник Самуил предъявил народу царя Саула. У историков, изучающих это время, помимо Библии и археологии появляются, наконец, дополнительные письменные источники - папирусы из египетского архива в Амарне. Время царя Саула - это «всего» три тысячи лет тому назад. Надо сказать, что Саул не плел интриг вокруг царской короны. Он ощущал еврейское общество расколотым на южан и северян и понимал, что объединить их практически нельзя. Как не получилось у священников Яхве объединить народ одной религией, так же и ему не удастся объединить всех единой идеей «за веру, царя и отечество». Но будучи человеком ответственным, он принял трон и пошел навстречу гибели. Карт в то время у евреев не было, но по рисункам на песке новый самодержец уяснил себе следующую картину. Итак, евреи отжаты на холмы. На побережье царят финикийцы от Газы до Ашдода. В Гате сидит царем Шувардата, в Ашкелоне - Видия. Они поддерживают связи с фараонами Египта. Изреельскую долину от Мегиддо до Бейт Шеана все еще не удается захватить, и она сидит среди еврейских нагорий как заноза. В Мегиддо уже тоже финикийцы, ими правит Биридья. У всех этих правителей индоевропейские имена и строптивый нрав. В Гезере, в самом центре страны, все еще держатся старые хананеи. Городом последовательно правят цари с западно-семитскими именами - Милкилу, Япуху, Аддадану. Гезер не входит в финикийскую федерацию. За Иерусалим держатся иевусеи. При фараоне Ахенатоне городом правил царек Абдихеба. Наконец, на севере, в современной Сирии, амморитами правят желчные Абдиаширта и его сын Азиру, бандюги каких поискать. Куда ни кинь - одни враги, ни одного союзника, ни одного мирного договора. Как играть на таком поле? Взвесив шансы, Саул понял, что воевать придется опять с самым суровым врагом - финикийцами. Если их удасться разбить, или хотя бы нейтрализовать, с иевусеями и хананеями можно будет управиться. Начались стычки, которые переросли в бой у Михмаса. Старший сын царя Ионафан (так в русском переводе Библии, правильнее - Ионатан) искал личной славы. Командовал сам Саул, но Ионафан и его оруженосец скрылись в глубоком ущелье Вади-Сувенит, и, когда они достигли обрыва рядом с позициями финикийцев, «начал всходить Ионафан, цепляясь руками и ногами, и оруженосец его за ним». Благодаря внезапному нападению сзади, оба они смогли уничтожить значительное количество изумленных врагов и обратить в беспорядочное бегство остальных. Это, в свою очередь, застало врасплох гарнизон Михмаса, и они приняли беглецов за наступающих евреев, из-за чего слу-
|